[size=14pt]Эбен Макбёрни Байерс и его радиоактивное лекарство[/size]
С 1913 года, когда был открыт более или менее недорого способ добычи радия, и вплоть до начала войны радиация воспринималась людьми совсем не так, как сейчас, и этим активно пользовались многочисленные мошенники. В аптеках продавалось радиоактивное мыло, кремы для рук и лица, зубная паста и порошок с радием, напитки с торием, специальные приборы для добавления радия в питьевую воду, а в Европе и США существовали спа-радио-центры, где лечащиеся купались в радиоактивных ваннах и вдыхали соответствующие ингаляции. Об этом – точнее, о конце этой эры – и пойдёт речь. Вот, например, радий в таблеточках.
Ну, ещё шоколадик с радием на заход.
Часть 1. Собственно, Байерс
Жил-был на свете некто Эбен Макбёрни Байерс. Родился он в 1880 году в Питтсбурге, с детства увлекался различными видами спорта и вообще был, как говорится, спортсменом и комсомольцем в лучших американских традициях. В 1906 году Байерс даже выиграл чемпионат США по гольфу среди любителей (до того – в 1902 и 1903 годах занимал второе место).
Мажором и любимчиком женщин Эбен был не случайно. Его папа, Александр Байерс, владел сталелитейной компанией Girard Iron Company, и сын с ранних лет занимал в ней не слишком низкую должность. Вот он, красавчик, в 1911 году:
Только умер Эбен Байерс некрасиво. Об этом пойдёт речь, и ещё о том, чем люди травились в 30-е.
Жить бы Эбену Байерсу не тужить, но в 1927 году, то есть уже в солидном возрасте, он ехал на поезде с ежегодного футбольного матча между Гарвардом и Йелем (университетами; Байерс окончил второй), упал с койки и сильно ударился рукой. Боли не проходили в течение некоторого времени, Байерс обратился к врачу, и тот прописал ему средство под названием «Radithor».
Тут надо отметить, что «Радитор» - это та ещё дрянь. В начале XX века, когда радиоактивность ещё толком не была изучена, её быстренько назначили «целительной»; широко рекламировались различные порошки и мази с добавлением благостно влияющих на организм (в малых дозах) тория, радия и прочих радостей. Впрочем, и «Кока-кола», напомним, изначально продавалась в аптеках как лекарство, и героин до 1970-х годов можно было по рецепту в фармацевтическом магазинчике купить.
В общем, «Радитор» представлял собой смесь дистиллированной воды, радия-226 и радия-228. То есть примерно 1 микрокюри радиоактивной радости пациент получал. Сложно сказать, насколько от этого приближалось выздоровление. Вы можете сказать: ужас какой, вот же дураки! Но мы же и сейчас оциллококцинумом лечимся, который, если верить написанному на упаковке, делается из отходов несуществующей в природе утки (не помню, что там точно написано). Так что «запатентованная» фигня во все времена применима.
Производился «Радитор» с 1918 по 1928 годы компанией Bailey Radium Laboratories, Inc. из Нью-Джерси. Изобретатель целительного препарата доктор Уильям Бэйли на самом деле был не медиком, а доктором права (или философии, точно не помню, но уж точно не медиком), выпускником Гарварда. Он условно предположил, что радий, растворённый в воде, будет стимулировать эндокринную систему, управляющую гормонами, а они уже справятся с любой болезнью. Рекламировался «Радитор» как средство, которое вылечит даже мёртвого. Аптекари же спокойно продавали (а врачи спокойно выписывали) «Радитор», поскольку, будучи неплохим дельцом, Бэйли отстёгивал каждому продавшему его товар 17% от стоимости. И сам на этом неплохо разбогател, к слову.
Но вернёмся к Байерсу. Будучи во всём максималистом и человеком широкой души и глотки, Эбен начал принимать «Радитор» в лошадиных дозах. Более того, он сам убедил себя, что от приёма «Радитора» его здоровье и в самом деле великолепным образом улучшается, чувствует он себя лучше, сильнее, стройнее и выше. В общем, за последующие два года Байерс выпил порядка 1400 бутылочек панацеи, получив дозу радиации, в три раза превышающую смертельную. Здоровый был мужик, ничего не скажешь.
Лишь к 1930 году он начал замечать в своём организме подозрительные изменения, нехарактерные для обычного старения. Радий накапливался в костях Байерса, и в 1930 году он постепенно потерял все зубы и часть челюстной кости, чуть позже он начал замечать деформации в черепе – тот местами чуть ли не прогибался под пальцами.
31 марта 1932 года Эбен Макбёрни Байерс скончался от тяжёлого радиоактивного заражения.
Между первой и второй частью
Смерть невезучего спортсмена вызвала широкий резонанс в обществе. Газета Wall Street Journal опубликовала на первой полосе статью «Вода с радием отлично работала, пока у него не отвалилась челюсть». Медицинские организации США, а позже и Европу уделили пристальное внимание радиоактивным лекарственным препаратам – и вскоре, в 1935 году, на использование радиоактивных веществ при изготовлении лекарств было наложено окончательное вето.
Надо сказать, что до этого момента Бэйли успел свернуть производство «Радитора» (антирекламы было столько – после скандала, - что продажи приблизились к нулю) и основать в Нью-Йорке новую компанию «Институт радия», производившую радиоактивные пряжки для поясов, радиоактивные пресс-папье и прибор для того, чтобы делать обычную воду радиоактивной. Об этих феноменальных вещах мы сейчас и поговорим.
Часть 2. Удивительные радиоактивные лекарства
В общем и целом, всякой шарлатанской продукции с лекарственными радиоактивными свойствами хватало всегда. Помимо «Радитора», существовал целый ряд брендов зубных паст: по утверждениям их производителей радиоактивные вещества делали зубы ещё белее. Хорошо известен был бренд Doramad Radioactive Toothpaste. На снимке - она же, сделанная для Германии.
Точно так же – для отбеливания и очищения кожи – пиарились средства для ванн, мыло, пена.
Ну и прибор, делающий радиоактивной питьевую воду, да.
...