тема приемлима только для пользователей Московского транспорта Мосгортранс. жители других городов могут сделать подобное ориентируясь на должностные инструкции их перевозчика.
Наверняка, каждый из Вас был свидетелем того, как контролеры во время проверки билетов злоупотребляли своими полномочиями по отношению лично к Вам, либо к другим пассажирам. Скорее всего, их наглое поведение обуславливается тем, что ни Вы, ни другие пассажиры не знают, что конкретно вообще контролерам разрешено делать во время контроля, а что нет. Если в некоторых случаях вы просто догадывались, что контролер вроде как нарушает что-то, но не понятно что именно, то на деле ситуация обстоит ещё хуже. В реальности они нарушают свою должностную инструкцию гораздо чаще, чем Вы замечаете. Контролеры понимают этот факт, что большинство пассажиров не в курсе полномочий контролера, и вследствие того – нарушают ещё больше. У них в голове заложена лишь одна античеловеческая установка: «Платить за проезд или платить штрафы должны абсолютно все, не принимая во внимание никакие обстоятельства, а сотрудники транспорта, в том числе контролеры, могут позволить себе некоторые нарушения в определенный момент». Даже не думая, что безбилетным пассажиром может оказаться врач, спешащий лично к Вашим детям, или студент из бедной семьи, чья стипендия ниже стоимости проездного. Или кто угодно другой, кто не может позволить себе высокую оплату проезда, чья цель поездки более полезна для страны, чем стоимость проезда. В конце концов, все мы люди, и у всех бывают проблемы. Пассажиры такая же равноправная сторона, как и любой сотрудник транспортной фирмы, в автобусе которой он едет. Контролеры, водители и другие сотрудники транспорта не в праве причинять неудобства нескольким честно оплатившим проезд людям из-за 1-2 зайцев. И в отношении зайцев у них есть определённые полномочия, которые они не в праве нарушать. Тем более, как мы выяснили, у некоторых зайцев есть серьезные причины для редкого безбилетного проезда. Не из-за наглости, а из-за соответствующей жизни многие не могут постоянно платить за проезд.
Рассмотрим несколько примеров тех случаев, когда контролер действует с превышением своей должностной инструкции, ссылаясь на конкретные пункты из Должностной инструкции контролера наземного транспорта Москвы ГУП Мосгортранс и правила пользования наземным городским пассажирским транспортом (НГПТ) Москвы ГУП Мосгортранс. Чей полный текст можете увидеть на официальном сайте Мосгортранса: ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКИЯ КОНТРОЛЕРА и ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТОМ(Должностная инструкция контролера с этого сайта действительна только для обычных контролеров ГУП Мосгортранс, для сотрудников ГКУ Организатор перевозок она не действительна). Их отличительным признаком является разница в форме. У контролера ГУП Мосгортранс нашивка на плече логотипа Мосгортранса. А у сотрудника ГКУ Организатор перевозок – блестящая бляха на груди. И, естественно, разные документы.
Пожалуй, самым частым нарушением со стороны контролера является задержка автобуса, когда заяц не хочет платить или выходить (причины зайца нас не касаются, ими занимаются контролеры, а наша задача – пресекать нарушения со стороны контролеров ради защиты всех пассажиров). Когда контролер говорит зайцу что-то вроде: «автобус (троллейбус/трамвай) никуда дальше не поедет, пока Вы не покинете салон. Вы всех задерживаете». Оказывая тем самым мощное психологическое воздействие на безбилетника, якобы тот является причиной задержки всех остальных. А водитель, развернувшись, недовольно смотрит на все это и ждет, пока тот покинет салон. Бывало при Вас такое, так ведь? А каково будет Ваше удивление, когда я раскрою Вам, что это прямое нарушение со стороны контролера? (Конкретно в задержке, по большей части, виноват контролер, и немного – водитель.) Но никак не со стороны безбилетного пассажира. Удивлены? Вот Вам конкретный пункт из должностной инструкции контролера, доказывающий вину контролера:
6.Контролёру пассажирского транспорта категорически запрещено:
6.4. При осуществлении контроля задерживать подвижной состав.
Никаких пунктов о том, что есть какие-либо исключения с зайцами, дающими право задержки автобуса – нет. Так что если при Вас контролер говорит что-то подобное другому пассажиру, то можете смело упрекнуть его в нарушении должностной инструкции. А если и водитель начинает поддерживать контролера, то, согласно правилам пользования транспортом он нарушает этим:
3.1. Водитель обязан:
3.1.11. Соблюдать трассу следования установленного маршрута и заданный график движения наземного городского пассажирского транспорта общего пользования.
И, являясь сотрудником транспортного предприятия, на водителя падет пункт:
2. Предприятия пассажирского транспорта обязаны:
2.3. Соблюдать установленные графики интервалов движения на маршрутах наземного городского транспорта общего пользования (трамваев, троллейбусов, автобусов).
А пока он стоит и не едет, он явно нарушает установленный график движения. Иногда тут водитель может оказаться совсем бесчеловечным типом, и решит из принципа помогать контролеру из-за 1-2 зайцев в ущерб всем остальным оплатившим пассажирам, решив принципиально не ехать. Нагло и назло узаконив свой простой перед своим начальством якобы поломкой, и вызвав аварийку. Так если он так принципиально против нас, то и мы так же против него. Пусть отстанет от графика он не честным законным путем, но пояснив ситуацию остальным пассажирам, можно подать на него жалобу якобы за какое либо другое нарушение. Ибо нечего так ужасно и принципиально плевать в душу пассажирам. Нормальный водитель и не будет слушать контролера и будет нормально делать свою работу – крутить баранку. Шансов спутать это с настоящей поломкой, почти нет. Т.к. обычно в таких ситуациях водитель громко озвучивает, что не поедет, пока зайцы не выйдут. И в подобных случаях отказа покинуть салон пассажиром у контролера есть одна обязанность:
3.14. В случае отказа пассажира оплатить проезд и отказа покинуть салон транспортного средства на ближайшем остановочном пункте, вызвать наряд милиции для составления протокола об административном правонарушении.
Но, во-первых, данный пункт не дает права задерживать автобус. Исключение может составить случай, когда контроль осуществляется сразу вместе с сотрудником полиции. И, во-вторых, до вызова полиции в подобных случаях часто не доходит. Они могут забить на это дело попросту. К тому же, контролер должен знать: 2.13. Расположение и номера телефонов отделов внутренних дел и конечных станций, где проходят маршруты парка (депо).
Исходя из этого, следует подумать, что есть единственный способ, не задерживая автобус, добиться появления в нем сотрудника полиции - это позвонить в ближайшее ОВД. Затем попросить прислать полицейского на удобную для него остановку данного маршрута, чтобы тот оказался на остановке раньше, чем пройдет данный автобус. При этом, наивно думая, что заяц будет ехать до этой остановки. Что, в принципе, возможно, но вовсе не обязательно. гг )) Но силой контролер не вправе доставлять в полицию. Даже исключается вариант, если заяц случайно выйдет именно на остановке, расположенной недалеко от ОВД, а контролер решит выйти и каким-то образом уговорить его пройти в полицию, или ждать наряд на остановке. Потому что, исходя из той же должностной инструкции контролера:
1.10. Местом работы контролёра пассажирского транспорта являются салоны автобусных, троллейбусных, трамвайных маршрутов, указанные в наряде-задании.
Следовательно, на улице он уже не в праве ничего требовать от пассажира. По сути, Вы там можете уже с ним даже не разговаривать. Подскажите это зайцу, если вам надо выйти раньше, чем ему, чтобы он не стал жертвой контролера на улице, когда выйдет.
Этот же пункт можно применять в случае любых других нарушений контролера, когда он чего угодно пытается добиться от пассажира на улице. В т.ч. когда пытается продать билет после высадки пассажира. Так как контролер, в случае обнаружения проезда зайцем, в праве лишь:
3.11. В тактичной форме обязать лицо, допустившее нарушение, оплатить свой проезд или провоз ручной клади путем погашения через устройство контроля и погашения билетов (УКПБ) в транспортном средстве имеющихся у пассажира в наличии проездных документов. Или в случае их отсутствия приобрести у контролера (водителя) посадочный талон и погасить его через УКПБ.
3.13. В случае отказа оплатить проезд и (или) провоз багажа (ручной клади), лицом, нарушившим Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве, потребовать покинуть салон транспортного средства на ближайшем остановочном пункте.
Иначе говоря, он может сделать только какой либо один из пунктов 3.11 или 3.13, но никак не оба. Если Вы стали свидетелем того, как контролер пытается продать билет вышедшему на остановку пассажиру, а тот готовит деньги, то можете смело объяснить ситуацию пассажиру. И уберечь его от такого развода. Так как мы знаем, если пассажир покинул салон, то он уже ничего не должен контролеру. И местом работы контролера являются только салоны общественного транспорта.
Вторым по популярности нарушением со стороны контролеров, пожалуй, является тот факт, что они стремятся взять в руки любые виды проездных билетов. А многие пассажиры даже не знают, что они не обязаны давать в руки контролеру ничего. Ведь, согласно правилам пользования наземным общественным транспортом:
6.2. Пассажир обязан:
6.2.4. Предъявлять для проверки все виды проездных билетов, а также документы на право бесплатного проезда или на неполную оплату проезда контролеру, кондуктору или иным лицам, уполномоченным осуществлять контроль за оплатой проезда и соблюдением настоящих правил.
Следовательно, этот пункт подходит и в случаях контроля сотрудниками ГКУ Организатор перевозок. Они именно эти иные лица, уполномоченные осуществлять контроль. А почему пассажир то не обязан давать в руки проездной? А вот почему. Если Вы загляните в толковый словарь Русского языка Ожегова, и найдете там слово «Предъявить», то его расшифровка будет такова: «показать в подтверждение чего-нибудь». (пример: Предъявите билеты). Именно, исходя из этой формулировки, сотрудники правоохранительных органов никогда не дают в руки свои документы другим людям. Следовательно, и пассажиры не обязаны давать в руки контролеру свои проездные, т.к. обязаны только предъявить (показать) их. Особенно полезно в случаях, если Вы едете по социальной карте своих родственников, и не хотите её потерять. (Лучше в таких случаях и не предъявлять её даже, иначе контролер будет в праве изъять её у Вас)
Тем более: 4. Права контролёра:
4.1.Требовать предъявления проездных документов у пассажиров, путевых листов у водителей, билетно-учётных листов у кондукторов и водителей коммерческих маршрутов ГУП «Мосгортранс».
Третье частое нарушение контролеров, это нарушение ношения формы одежды. У них есть конкретная форма на каждый погодный сезон, только в которой они обязаны осуществлять контроль.
6.Контролёру пассажирского транспорта категорически запрещено:
6.1. Осуществлять контроль на маршрутах с нарушением ношения формы одежды, не имея служебного удостоверения, БСК контролёра, наряда-задания, билетно-учетного листа и посадочных талонов.
Самое серьезное доказательство того, что на контролере надета форма – это нашивка логотипа Мосгортранс на плече. Т.е. наличие у контролера только удостоверения, но отсутствия формы является его нарушением. Удостоверение может быть поддельным. Может это настоящий контролер, но решил в не рабочее время подзаработать. Варианты могут быть разные. И даже если он на самом деле должен сейчас осуществлять контроль, то без формы он все равно не может этого делать. Хоть забыл, хоть что, нас это не волнует. К примеру, когда я был свидетелем того, как контролер не простил девушке забытый студенческий билет в знак доказательства права льготного проезда, он ей этого не простил и заставил выйти. К тому же там было нарушение – задержка автобуса. И его это не волновало. Значит и нас не должна волновать причина отсутствия формы. Пусть хоть перед выходом из дома он проглядел и его кот наметил на его форму – нас это не волнует. Так что если видите, как контролер без формы пытается повестить на пассажира какое-либо обвинение, то можете смело поддерживать того пассажира, поясняя контролеру, что без формы Вы не имеете права ничего делать. А если к Вам подошел такой контролер, то вообще смело говорите, что т.к. Вы без формы, я ничего Вам не должен. Вы так не имеете права осуществлять контроль.
Далее могут быть многие другие нарушения контролеров, но встречаются уже немного реже. Такие, как:
Контролёр пассажирского транспорта обязан:
3.6. Предъявлять, для ознакомления, служебное удостоверение по первому требованию пассажиров, называть свою фамилию.
Т.е. если Вы видите какое либо нарушение, и решите стать совсем честным, и собрать доказательства нарушения на этого контролера. То можете включить диктофон, и прежде чем предъявлять ему недовольство по конкретным пунктам, которые он нарушил, сначала потребовать представиться и показать Вам его удостоверение, вслух прочитав то, что там написано, чтобы записалось на диктофон.
3.7. Проявлять при проведении контроля выдержку, тактичность и культуру в общении с пассажирами, водителями, кондукторами.
Следовательно, любая его грубость недопустима.
3.9. Проводить проверку наличия проездных документов у пассажиров, проверять их подлинность и срок действия. С использованием переносного устройства контроля проверять бесконтактные смарт-карты всех видов на наличие действующего транспортного приложения. Билеты на одну поездку после проверки погасить путём их надрыва.
Мы не должны забывать, что мы обязаны тут только предъявить проездной, а не дать в руки. Значит, для проверки действительности смарт-карты, социальной карты Москвича и студента он должен в тактичной форме вежливо просить нас самих поднести карту к его переносному устройству. Если Вы едете по настоящей Вашей социальной карте, то стоит из принципа не давать её в руки, объясняя это ему тем, что пассажиры не обязаны это делать. И добиваться того, чтобы он попросил Вас самих приложить её. Это надо делать по 2 причинам. Первая из них, это напоминание контролеру того, то пассажиры вообще не обязаны давать ему в руки ничего. А вторая, это показывание остальным пассажирам этого факта, что мы не обязаны давать в руки контролеру ничего, про который они наверняка не знали. Особенно если рядом есть тот, кто едет не по своей (или поддельной) социальной карте, и не хочет её потерять. То ему просто будет удобнее сказать, что он заяц, чем давать не свою социальную карту, которую контролер будет вправе изъять.
Скачав с сайта Мосгортранса полную должностную инструкцию контролера, вы сразу увидите, что всё это реально.
Что мы рассматривали Выше, это способы законного противодействия нарушениям со стороны контролеров, которые те совершают по отношению к любым пассажирам. А теперь рассмотрим примеры конкретных моментов, если лично Вы являетесь зайцем, которые случаются с зайцами чаще всего. Если Вы едете совсем без билета, или по льготному билету, на который фактически права не имеете. Как выйти из различных ситуаций с наименьшими потерями для Вас.
1 ситуация. Если уж случилось так, что зашел контролер, а у Вас чужая (или поддельная, которой не хотите рисковать) социальная карта или какой либо другой льготный билет, и нет возможности полностью слить контролера, который вдруг действует без нарушений. В таком случае НИКОГДА не показывайте эту социальную карту (или другой льготный не Ваш билет) ему, надеясь, что прокатит. Даже если фотка похожая. Нет. Это прокатит один раз из 1000. Не надо так рисковать дальнейшими поездками по ней, и избежите проблем у своих бабушек и дедушек, которым придется восстанавливать социальную карту потом для себя. Просто не доставайте её, считайте, как будто её нет. Просто уж говорите, что Вы заяц, и всё. Нет билета! Да, я попался. и в худшем случае будет просто штраф, если помимо контролера будет еще Организатор перевозок и полицейский. Но социальную карту не потеряете. А-то даже не верится, что есть куча людей, не понимающих это, и сующих чужую социальную карту контролерам. (Откройте на сайте Организаторов перевозок таблицу, и увидите, сколько СКМ изымается ими ЕЖЕДНЕВНО... ужас просто. СТАТИСТИКА. Никогда не суйте контролерам любые не Ваши проездные). Тем более, контролер обязан:
"3.12. Изъять у пассажиров, ПРЕДЪЯВИВШИХ контролёру во время проведения проверки по правильности оплаты проезда нелегитимные (поддельные) проездные документы...". Т.е. если Вы не предъявляете этот билет, то он не в праве его изымать, даже если он видел, как Вы по нему прошли, т.к. он в праве изымать только то, что Вы предъявляете ему за свой проезд.
2 ситуация. Если Вы сделали то, что описано в 1 ситуации, не показали социальную карту. А Вас все же решат обыскать (ну вдруг полицейский тоже будет и решит проверить на всякий случай) и найдет её, то, по сути, просто так не имеет права отнимать её, не имея доказательств того, что по ней Вы ездили какое то время. Быть может, Ваша бабушка забыла её на даче, а Вы съездили за ней, чтоб вернуть. Даже если дача в другой стороне, все равно... просто еще не успели вернуться до дома, с друзьями встретились и т.п. Это же не оружие, чтобы изымать его просто так. И даже если проверят, что последнее время по ней было очень много проходов - ну и что, у меня бодрая бабушка, не болеет, дома не сидит. Главное не выдавать такую социальную карту как "свой" билет. Если, поднимаясь в автобус, уже перед турникетом, Вы видите, что античеловеческая бригада (контролер, организатор перевозок и полицейский) уже в салоне. Сидят и смотрят на входящих, то лучше просто подлезайте, будет только штраф, а не изъятие. А еще лучше, купить билет у водителя. И если скоро уберут турникеты, то этой проблемы не будет.
3 ситуация. Если обычный контролер что-либо начинает втирать Вам на улице, то вообще игнорируйте его. Ибо согласно должностной инструкции контролера (пункт 1.10) - местом работы контролера являются только САЛОНЫ автобусов, троллейбусов и трамваев Мосгортранса. Про улицу ни слова. Значит там он уже просто никто. При необходимости напоминайте ему о том, что он этим нарушает свою должностную инструкцию. Помогайте другим людям, которых они разводят на улице, если видите такое. ВАЖНО: это инструкция только для обычных контролеров. Для "организаторов перевозок" и тем более полиции - это не действительно. Этот пункт приемлем, только когда имеете дело только с контролером ГУП Мосгортранс. К тому же, иногда стал иметь место факт предложения на улице контролером на выбор: Разойтись по-хорошему, или вызов наряда. Так вот. Силой они Вас просто не в праве держать. И пока наряд приедет, вы спокойно уже просто уйдёте. Удивляюсь даже, что есть такие люди, которые подчиняются им и стоят рядом с ними в ожидании полиции. А способ разойтись по-хорошему в таком случае – это не дать им взятку, а напомнить, что именно является местом их работы и предложить посмотреть вокруг (разве мы сейчас в салоне, а?). И просто по махать им ручкой, и идти по своим делам. Лучше перед выходом из автобуса ещё по требовать у контролера документы, чтобы знать, на кого потом подавать жалобу, т.к. на улице он уже по этой же причине, и по причине отсутствия свидетелей может отказаться показать удостоверение.
4 ситуация. Лучше иметь при себе хоть один обычный не реализованный билет. Бывает часто, что контролеры стоят на одном и том же месте, когда ждут автобус. И постоянные пассажиры часто видят их из-за поворота, например. И можно спокойно успеть пробить билет до входа в салон контролера, особенно если есть второй владиатор у второй двери. Т.к. действительным считается любой билет, пробитый до того, как контролёр сам пройдет владиатор. (Даже когда контролер уже зашел, а народу много, а Вы находитесь далеко, то есть возможность успеть пробить, особенно когда уже не будет турникетов). И даже если он окажется слишком умный, и придерется даже к минуте, когда пробит билет, то говорите, что сели на предыдущей остановке, и не могли сразу найти билет, например. Противоположное не докажет. Т.к. до установки турникетов у пассажира была обязанность оплатить проезд в течение одной остановки. Наверняка снова будет так, когда турникеты уберут. Если только окружающие пассажиры не окажутся последними сволочами, и не скажут, что Вы едете давно. Но пока есть турникеты и это правило не стало вновь действительным – важно пробить билет раньше контролера.
5 ситуация. Если контролер каким-то образом успел увидеть, что у Вас уже есть какой-то сомнительный проездной или социальная карта, которую вы не хотите показывать. (Или уверены в себе, что Вы психологически сильнее контролера, и сможете не дать ему в руки проездной), то все равно отказывайтесь дать его в руки, ибо в правилах пользования транспортом сказано, что:
6. 2. Пассажир обязан
6.2.4. Предъявлять для проверки все виды проездных билетов, а также документы на право бесплатного проезда или на неполную оплату проезда контролеру, кондуктору ИЛИ ИНЫМ ЛИЦАМ, уполномоченным осуществлять контроль за оплатой проезда и соблюдением настоящих Правил.
А термин "предъявить", согласно словарю Ожегова означает: показать в подтверждение чего-нибудь. Значит, давать в руки контролеру и организатору перевозок никто ничего не обязан. Для сравнения, к примеру, водитель авто должен предоставить гаишнику права в руки. А контролерам ничего давать не надо, т.к. не обязаны. Даже из принципа стоит не давать им ничего, даже если едете по положенному Вам проездному. (И именно, исходя из этой формулировки, сотрудники правоохранительных органов не дают в руки свои документы). А мыслями они никак не смогут понять и доказать, что этот проездной поддельный или не ваш. А не доказав, что он поддельный - не имеют права изымать! И даже если они какими то палками узнали, что у вас в кармане есть социальная карта, и требуют её достать – ни за что не делайте этого. Это провокация на предъявление, чтобы было право на изъятие. Сомневаюсь, что такое сканирование карманов и сумок вообще законно, за исключением случаев контроля при понятых. Хоть у контролеров есть обязанность: «3.9. Проводить проверку наличия проездных документов у пассажиров, проверять их подлинность и срок действия. С использованием переносного устройства контроля проверять бесконтактные смарт-карты всех видов на наличие действующего транспортного приложения. Билеты на одну поездку после проверки погасить путём их надрыва». И если он ссылаются именно на это во время сканирования карманов, то это все равно не является фактом предъявления Вами этой социальной карты. А следовательно – не в праве её изымать!
6 ситуация. Для полу-зайцев. В билетах до 20 поездок отображается сзади время и номер маршрута, и контролер поймет, когда Вы именно им пользовались. А вот в более крупных билетах сзади отображается только сегодняшнее число, и количество оставшихся поездок. Т.е. если с утра пройти по нему, а потом в этот же день успешно проникнуть в автобус, не использовав билет (когда в салоне на данный момент нет контролера как свидетеля) то при его появлении спокойно можете показывать этот билет, якобы Вы впервые сегодня едете на автобусе. Только учтите, что такой билет действителен 30 дней с момента 1 прохода. И можно не успеть его потратить полностью. Этот способ удобен, если надо ездить очень часто ежедневно, хотите экономить, и умеете легко проникать в салон. Но, если контролер проверил Вас, а Вам надо в этот же день возвращаться на этом же маршруте, то лучше пробивать нормально 2 раз, т.к. можете попасть снова на этого же контролера. Но если вы увидели контролера из-за поворота, как в 4 ситуации, и имеете возможность пробить билет, то лучше это сделать на всякий случай. А если он решит проверить своими приборами во владиаторе точное время последнего прохода, ссылаясь на пункт своих обязанностей:
3.10. Проводить тестирование проходов пассажиров по магнитному проездному билету, с распечаткой результатов тестирования, в случае возникновения конфликтных ситуаций с пассажирами, с использованием технического билета № 115.
То всё равно нигде не сказано, что пассажир обязан вставать с места и идти через весь салон к владиатору в таких случаях. И покидать салон тоже не обязаны, т.к. не доказан факт нарушения. И, как мы уже знаем, в руки мы тоже ничего не обязаны давать. Следовательно, фактически он не имеет возможности законно проверить этот билет. Естественно, если мы имеем дело только с контролером ГУП Мосгортранс, который и заниматься контролем за правильностью оплаты проезда, и рядом опять же нет полицейского.
7 ситуация. Подходит преимущественно для рэпперов, которые из-за стиля одежды по своей субкультуре, часто носят бандану на лице, закрывая все, кроме глаз, а сверху кепка. И у Вас должна быть не поддельная социальная карта, с фоткой, очень похожей на Вас. (Брата/сестры, друга. А бабушек и дедушек не подойдет) При поднесении её Вами из Ваших рук к переносному устройству контролера прибор покажет, что карта нормальная, по фотке на ней вроде бы Вы на 1 взгляд. И сразу убирайте её. А снимать бандану перед контролером или организатором (но не перед полицейским) никто не обязан. В случае, если контролер зашел с полицейским, то смотри ситуацию №1. Так же этот способ подойдет для футбольных хулс, закрывающих лицо шарфами своей команды. Тем, кто просто не хочет мерзнуть. Мусульманок и других людей, кто часто закрывает лицо по разным причинам. В случае с мусульманками это (ВОЗМОЖНО) приемлемо даже в случае с полицией, если Вы действительно замужем, и по религии не должны показывать лицо. Но должны иметь при себе паспорт, где отмечено, что вы замужем. (Но именно на счет этого не 100% уверен, Вам видней на счет этого факта, т.к. я другой религии)
8 ситуация. Если социальную карту Вашего родственника всё же изъяли. Тут могу вспомнить совет одного доброго без кавычек полицейского. Он сказал, что если социальную карту вашей бабушки изъяли, то когда она пойдет её восстанавливать, пусть скажет, что она Вам её не давала для проезда, а Вы сами взяли без спроса. В таком случае, по словам того полицейского: «Она избежит проблем с её восстановлением». Что именно это значит, не уверен, но думаю, это снимает с неё ответственность и нормально смогут ей её восстановить. Так что обговорите этот нюанс заранее со своими бабушками и дедушками, если они готовы дать Вам свою карту. Пусть знают, что в случае изъятия и необходимости восстановления карты надо говорить, что её внук сам взял без спросу, а добровольно не давала.
И, напоследок, рассмотрим другие ситуации. В которых мы являемся честными пассажирами, которые едут по билету абсолютно без нарушений, но в ответ всё равно получаем неуважение и негатив от контролеров или других сотрудников транспорта. Что делать, когда они вообще крайне неуважительно относятся ко всем пассажирам, думая только о себе. Что делать, если за услугу проезда, честно говоря, итак не очень комфортную, мы уже оплатили, а контролер, или другой сотрудник транспорта (водитель и т.п.) своими действиями или бездействиями причиняет нам ещё больше дискомфорта.
«ПЕШКОМ ИДИ САМ, СЛУГА САТАНЫ» - Это в адрес тех, кто хочет сказать "не нравится - иди пешком". Нет, мы не собираемся идти пешком. Мы должны зарабатывать на жизнь, и едем на работу или учебу. (Студенты - это будущее страны. По крайней мере, если не достать этих студентов неуважением даже в транспорте, после чего они будут видеть лишь неуважение к ним от страны). И мы ПЛАТИМ за этот проезд. И если ПОСЛЕ этого нам отказываются нормально предоставлять услуги перевозки, то мы не собираемся молчать!
Так что именно нужно делать в различных случаях неуважения к нам? – ОТВЕЧАТЬ ТЕМ ЖЕ! Например:
1) Если водитель не торопится открывать двери на выход, игнорируя нормальное нажатие сигнала на выход - нажимать беспрерывно, пока не откроет. А если повышает тон - ЖАЛОВАТЬСЯ. Это минус его премии. Запомнить ФИО, время, номер маршрута и номер конкретной машины. А потом звонить.
2) На контролеров, которые нарушают - жаловаться. Если они готовы удавиться так из-за жалкой оплаты проезда, и не прощают ничего, то нечего их жалеть. Если они так переживают за Мосгортранс и желают ему прибыли, то премия, которой их лишат, пойдет этому самому Мосгортрансу. Сэкономят так сказать. Как бы это всё помимо поддержки пассажира, не знающего, что контролер нарушает, о чем говорилось раньше. Запоминать время и номер маршрута, ФИО контролера и обязательно подать жалобу. Естественно, только когда нарушает. Если он нормальный и не нарушил, то нет.
3) Когда заходит контролер и заявляет "готовим билеты", то не надо их сразу готовить ради комфорта контролера. Т.к. о нашем комфорте они почти никогда и не думают. Пускай подходит к каждому и каждого просит в тактичной форме предъявить билет. Посмотрим, на долго ли его хватит не грубить. А если за грубит – нарушение с его стороны и ЖАЛОБА с нашей. А если из-за этого еще и автобус будут задерживать, то тем более нарушит этим. Пусть проверяет на ходу за несколько остановок. Работа его. Если им будет потом неприятно долго ждать следующий автобус на остановке, которая слишком далеко в их понимании, то это их проблема. Их фирма сама назначила такое расписание. Пускай сами ждут, как ждали и мы.
Надеюсь, данное пособие помогло Вам понять, как часто контролеры Вас и других выставляют дураками. Как часто они нарушают свои полномочия и права других пассажиров, как оплативших, так и зайцев. Надеюсь, вы будете знать, как не дать развести себя им. И будете помогать другим пассажирам, попавшим в подобные ситуации с контролерами. По возможности, скачайте их должностную инструкцию и правила пользования НГПТ. Изучите её. И, если возможно, носите с собой. Потому что может понадобиться доказать свои слова контролеру или другим пассажирам, которые могут встать на сторону контролера. Вы уже посвящены в дело. А значит – вооружены. Искренне надеюсь, что скоро транспорт станет нормальным и комфортным, и данный материал перестанет быть необходим. Данный материал не является агитацией к любым административным нарушениям, к нарушениям оплаты проезда и прочее. Он создан с целью помощи людям в защите своих законных прав, и противодействию нарушений со стороны контролеров. Те, кто считают, что: «платить за проезд должны все и всегда, не взирая ни на что. А у перевозчика якобы нет никаких обязанностей, которые они должны строго соблюдать» – ошибаются. И не надо сравнивать соотношение стоимости одной поездки и штрафа с Европейскими данными. Сначала сравни уровень доходов у среднестатистического человека там и у нас. Частое отсутствие комфорта далеко не всегда связано с внешними факторами, как например, пробки. У перевозчика есть такие же обязанности, которые они должны соблюдать. Если мы оплатили проезд – они нам обязаны! Тем более транспорт это не роскошь, а лишь средство.
Пассажиры, поддерживайте друг друга. По разным источникам уже случаются случаи взяток со стороны контролеров (не клевета на всех подряд, а лишь то, что слышал). Это наш город. Если не будем помогать друг другу, то контролеры будут становиться всё наглей. Всё меньше из них будут честными. И мы станем их рабами. А ведь от того, с комфортом или без, с нормальным настроением или чувством унижения мы проехали – зависят другие моменты нашей жизни: успеваемость на учебе, трудоспособность, микроклимат в семье. Даже психическое здоровье, которое может перейти и в физическое. Накопление негатива плохо скажется на здоровье в будущем. И что, разве ради всего этого стоит контролерам позволять нарушать свои полномочия и наши права? Зайцы почти никогда не виноваты в такой жизни и своём поведении, за исключением, если это наглый алкаш и т.п. А студенты и другие нормальные люди делают это не из-за жадности. Если не помогать друг другу, то волна беспредела дойдет и до тебя! Они уже так обнаглели, что пытаются проверять какими-то сканерами содержимое наших карманов. Если даже они и в праве этого делать, то доставать для них содержимое из кармана – мы не обязаны. Какое им дело, что у нас в них? Такого пункта нет ни в их должностной инструкции, ни в правилах пользования наземным транспортом. Они не полиция, чтобы просить вывернуть карманы. Не введитесь на эту провокацию. И вставать с мест, чтобы им было удобнее проводить сканирование, мы тоже не обязаны. А когда пытаются сделать это на улице – тем более. Там они вообще никто в попытках повесить любое обвинение! Сколько можно терпеть эту наглость? Бракованные товары Вы возвращаете в магазины, а перевозка, такая же услуга, за которую мы платим! Учтите, должностные инструкции могут иногда меняться. Следует периодически проверять их на сайте.
Тел. Мосгортранса для жалоб:
Горячая линия (8:00–20:00) 8 (495) 950-42-04
Тел ГКУ Организатор перевозок: 8 (495) 787-43-30
ТЕМА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ АГИТАЦИЕЙ К ЛЮБЫМ НАРУШЕНИЯМ
Наверняка, каждый из Вас был свидетелем того, как контролеры во время проверки билетов злоупотребляли своими полномочиями по отношению лично к Вам, либо к другим пассажирам. Скорее всего, их наглое поведение обуславливается тем, что ни Вы, ни другие пассажиры не знают, что конкретно вообще контролерам разрешено делать во время контроля, а что нет. Если в некоторых случаях вы просто догадывались, что контролер вроде как нарушает что-то, но не понятно что именно, то на деле ситуация обстоит ещё хуже. В реальности они нарушают свою должностную инструкцию гораздо чаще, чем Вы замечаете. Контролеры понимают этот факт, что большинство пассажиров не в курсе полномочий контролера, и вследствие того – нарушают ещё больше. У них в голове заложена лишь одна античеловеческая установка: «Платить за проезд или платить штрафы должны абсолютно все, не принимая во внимание никакие обстоятельства, а сотрудники транспорта, в том числе контролеры, могут позволить себе некоторые нарушения в определенный момент». Даже не думая, что безбилетным пассажиром может оказаться врач, спешащий лично к Вашим детям, или студент из бедной семьи, чья стипендия ниже стоимости проездного. Или кто угодно другой, кто не может позволить себе высокую оплату проезда, чья цель поездки более полезна для страны, чем стоимость проезда. В конце концов, все мы люди, и у всех бывают проблемы. Пассажиры такая же равноправная сторона, как и любой сотрудник транспортной фирмы, в автобусе которой он едет. Контролеры, водители и другие сотрудники транспорта не в праве причинять неудобства нескольким честно оплатившим проезд людям из-за 1-2 зайцев. И в отношении зайцев у них есть определённые полномочия, которые они не в праве нарушать. Тем более, как мы выяснили, у некоторых зайцев есть серьезные причины для редкого безбилетного проезда. Не из-за наглости, а из-за соответствующей жизни многие не могут постоянно платить за проезд.
Рассмотрим несколько примеров тех случаев, когда контролер действует с превышением своей должностной инструкции, ссылаясь на конкретные пункты из Должностной инструкции контролера наземного транспорта Москвы ГУП Мосгортранс и правила пользования наземным городским пассажирским транспортом (НГПТ) Москвы ГУП Мосгортранс. Чей полный текст можете увидеть на официальном сайте Мосгортранса: ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКИЯ КОНТРОЛЕРА и ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТОМ(Должностная инструкция контролера с этого сайта действительна только для обычных контролеров ГУП Мосгортранс, для сотрудников ГКУ Организатор перевозок она не действительна). Их отличительным признаком является разница в форме. У контролера ГУП Мосгортранс нашивка на плече логотипа Мосгортранса. А у сотрудника ГКУ Организатор перевозок – блестящая бляха на груди. И, естественно, разные документы.
Пожалуй, самым частым нарушением со стороны контролера является задержка автобуса, когда заяц не хочет платить или выходить (причины зайца нас не касаются, ими занимаются контролеры, а наша задача – пресекать нарушения со стороны контролеров ради защиты всех пассажиров). Когда контролер говорит зайцу что-то вроде: «автобус (троллейбус/трамвай) никуда дальше не поедет, пока Вы не покинете салон. Вы всех задерживаете». Оказывая тем самым мощное психологическое воздействие на безбилетника, якобы тот является причиной задержки всех остальных. А водитель, развернувшись, недовольно смотрит на все это и ждет, пока тот покинет салон. Бывало при Вас такое, так ведь? А каково будет Ваше удивление, когда я раскрою Вам, что это прямое нарушение со стороны контролера? (Конкретно в задержке, по большей части, виноват контролер, и немного – водитель.) Но никак не со стороны безбилетного пассажира. Удивлены? Вот Вам конкретный пункт из должностной инструкции контролера, доказывающий вину контролера:
6.Контролёру пассажирского транспорта категорически запрещено:
6.4. При осуществлении контроля задерживать подвижной состав.
Никаких пунктов о том, что есть какие-либо исключения с зайцами, дающими право задержки автобуса – нет. Так что если при Вас контролер говорит что-то подобное другому пассажиру, то можете смело упрекнуть его в нарушении должностной инструкции. А если и водитель начинает поддерживать контролера, то, согласно правилам пользования транспортом он нарушает этим:
3.1. Водитель обязан:
3.1.11. Соблюдать трассу следования установленного маршрута и заданный график движения наземного городского пассажирского транспорта общего пользования.
И, являясь сотрудником транспортного предприятия, на водителя падет пункт:
2. Предприятия пассажирского транспорта обязаны:
2.3. Соблюдать установленные графики интервалов движения на маршрутах наземного городского транспорта общего пользования (трамваев, троллейбусов, автобусов).
А пока он стоит и не едет, он явно нарушает установленный график движения. Иногда тут водитель может оказаться совсем бесчеловечным типом, и решит из принципа помогать контролеру из-за 1-2 зайцев в ущерб всем остальным оплатившим пассажирам, решив принципиально не ехать. Нагло и назло узаконив свой простой перед своим начальством якобы поломкой, и вызвав аварийку. Так если он так принципиально против нас, то и мы так же против него. Пусть отстанет от графика он не честным законным путем, но пояснив ситуацию остальным пассажирам, можно подать на него жалобу якобы за какое либо другое нарушение. Ибо нечего так ужасно и принципиально плевать в душу пассажирам. Нормальный водитель и не будет слушать контролера и будет нормально делать свою работу – крутить баранку. Шансов спутать это с настоящей поломкой, почти нет. Т.к. обычно в таких ситуациях водитель громко озвучивает, что не поедет, пока зайцы не выйдут. И в подобных случаях отказа покинуть салон пассажиром у контролера есть одна обязанность:
3.14. В случае отказа пассажира оплатить проезд и отказа покинуть салон транспортного средства на ближайшем остановочном пункте, вызвать наряд милиции для составления протокола об административном правонарушении.
Но, во-первых, данный пункт не дает права задерживать автобус. Исключение может составить случай, когда контроль осуществляется сразу вместе с сотрудником полиции. И, во-вторых, до вызова полиции в подобных случаях часто не доходит. Они могут забить на это дело попросту. К тому же, контролер должен знать: 2.13. Расположение и номера телефонов отделов внутренних дел и конечных станций, где проходят маршруты парка (депо).
Исходя из этого, следует подумать, что есть единственный способ, не задерживая автобус, добиться появления в нем сотрудника полиции - это позвонить в ближайшее ОВД. Затем попросить прислать полицейского на удобную для него остановку данного маршрута, чтобы тот оказался на остановке раньше, чем пройдет данный автобус. При этом, наивно думая, что заяц будет ехать до этой остановки. Что, в принципе, возможно, но вовсе не обязательно. гг )) Но силой контролер не вправе доставлять в полицию. Даже исключается вариант, если заяц случайно выйдет именно на остановке, расположенной недалеко от ОВД, а контролер решит выйти и каким-то образом уговорить его пройти в полицию, или ждать наряд на остановке. Потому что, исходя из той же должностной инструкции контролера:
1.10. Местом работы контролёра пассажирского транспорта являются салоны автобусных, троллейбусных, трамвайных маршрутов, указанные в наряде-задании.
Следовательно, на улице он уже не в праве ничего требовать от пассажира. По сути, Вы там можете уже с ним даже не разговаривать. Подскажите это зайцу, если вам надо выйти раньше, чем ему, чтобы он не стал жертвой контролера на улице, когда выйдет.
Этот же пункт можно применять в случае любых других нарушений контролера, когда он чего угодно пытается добиться от пассажира на улице. В т.ч. когда пытается продать билет после высадки пассажира. Так как контролер, в случае обнаружения проезда зайцем, в праве лишь:
3.11. В тактичной форме обязать лицо, допустившее нарушение, оплатить свой проезд или провоз ручной клади путем погашения через устройство контроля и погашения билетов (УКПБ) в транспортном средстве имеющихся у пассажира в наличии проездных документов. Или в случае их отсутствия приобрести у контролера (водителя) посадочный талон и погасить его через УКПБ.
3.13. В случае отказа оплатить проезд и (или) провоз багажа (ручной клади), лицом, нарушившим Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве, потребовать покинуть салон транспортного средства на ближайшем остановочном пункте.
Иначе говоря, он может сделать только какой либо один из пунктов 3.11 или 3.13, но никак не оба. Если Вы стали свидетелем того, как контролер пытается продать билет вышедшему на остановку пассажиру, а тот готовит деньги, то можете смело объяснить ситуацию пассажиру. И уберечь его от такого развода. Так как мы знаем, если пассажир покинул салон, то он уже ничего не должен контролеру. И местом работы контролера являются только салоны общественного транспорта.
Вторым по популярности нарушением со стороны контролеров, пожалуй, является тот факт, что они стремятся взять в руки любые виды проездных билетов. А многие пассажиры даже не знают, что они не обязаны давать в руки контролеру ничего. Ведь, согласно правилам пользования наземным общественным транспортом:
6.2. Пассажир обязан:
6.2.4. Предъявлять для проверки все виды проездных билетов, а также документы на право бесплатного проезда или на неполную оплату проезда контролеру, кондуктору или иным лицам, уполномоченным осуществлять контроль за оплатой проезда и соблюдением настоящих правил.
Следовательно, этот пункт подходит и в случаях контроля сотрудниками ГКУ Организатор перевозок. Они именно эти иные лица, уполномоченные осуществлять контроль. А почему пассажир то не обязан давать в руки проездной? А вот почему. Если Вы загляните в толковый словарь Русского языка Ожегова, и найдете там слово «Предъявить», то его расшифровка будет такова: «показать в подтверждение чего-нибудь». (пример: Предъявите билеты). Именно, исходя из этой формулировки, сотрудники правоохранительных органов никогда не дают в руки свои документы другим людям. Следовательно, и пассажиры не обязаны давать в руки контролеру свои проездные, т.к. обязаны только предъявить (показать) их. Особенно полезно в случаях, если Вы едете по социальной карте своих родственников, и не хотите её потерять. (Лучше в таких случаях и не предъявлять её даже, иначе контролер будет в праве изъять её у Вас)
Тем более: 4. Права контролёра:
4.1.Требовать предъявления проездных документов у пассажиров, путевых листов у водителей, билетно-учётных листов у кондукторов и водителей коммерческих маршрутов ГУП «Мосгортранс».
Третье частое нарушение контролеров, это нарушение ношения формы одежды. У них есть конкретная форма на каждый погодный сезон, только в которой они обязаны осуществлять контроль.
6.Контролёру пассажирского транспорта категорически запрещено:
6.1. Осуществлять контроль на маршрутах с нарушением ношения формы одежды, не имея служебного удостоверения, БСК контролёра, наряда-задания, билетно-учетного листа и посадочных талонов.
Самое серьезное доказательство того, что на контролере надета форма – это нашивка логотипа Мосгортранс на плече. Т.е. наличие у контролера только удостоверения, но отсутствия формы является его нарушением. Удостоверение может быть поддельным. Может это настоящий контролер, но решил в не рабочее время подзаработать. Варианты могут быть разные. И даже если он на самом деле должен сейчас осуществлять контроль, то без формы он все равно не может этого делать. Хоть забыл, хоть что, нас это не волнует. К примеру, когда я был свидетелем того, как контролер не простил девушке забытый студенческий билет в знак доказательства права льготного проезда, он ей этого не простил и заставил выйти. К тому же там было нарушение – задержка автобуса. И его это не волновало. Значит и нас не должна волновать причина отсутствия формы. Пусть хоть перед выходом из дома он проглядел и его кот наметил на его форму – нас это не волнует. Так что если видите, как контролер без формы пытается повестить на пассажира какое-либо обвинение, то можете смело поддерживать того пассажира, поясняя контролеру, что без формы Вы не имеете права ничего делать. А если к Вам подошел такой контролер, то вообще смело говорите, что т.к. Вы без формы, я ничего Вам не должен. Вы так не имеете права осуществлять контроль.
Далее могут быть многие другие нарушения контролеров, но встречаются уже немного реже. Такие, как:
Контролёр пассажирского транспорта обязан:
3.6. Предъявлять, для ознакомления, служебное удостоверение по первому требованию пассажиров, называть свою фамилию.
Т.е. если Вы видите какое либо нарушение, и решите стать совсем честным, и собрать доказательства нарушения на этого контролера. То можете включить диктофон, и прежде чем предъявлять ему недовольство по конкретным пунктам, которые он нарушил, сначала потребовать представиться и показать Вам его удостоверение, вслух прочитав то, что там написано, чтобы записалось на диктофон.
3.7. Проявлять при проведении контроля выдержку, тактичность и культуру в общении с пассажирами, водителями, кондукторами.
Следовательно, любая его грубость недопустима.
3.9. Проводить проверку наличия проездных документов у пассажиров, проверять их подлинность и срок действия. С использованием переносного устройства контроля проверять бесконтактные смарт-карты всех видов на наличие действующего транспортного приложения. Билеты на одну поездку после проверки погасить путём их надрыва.
Мы не должны забывать, что мы обязаны тут только предъявить проездной, а не дать в руки. Значит, для проверки действительности смарт-карты, социальной карты Москвича и студента он должен в тактичной форме вежливо просить нас самих поднести карту к его переносному устройству. Если Вы едете по настоящей Вашей социальной карте, то стоит из принципа не давать её в руки, объясняя это ему тем, что пассажиры не обязаны это делать. И добиваться того, чтобы он попросил Вас самих приложить её. Это надо делать по 2 причинам. Первая из них, это напоминание контролеру того, то пассажиры вообще не обязаны давать ему в руки ничего. А вторая, это показывание остальным пассажирам этого факта, что мы не обязаны давать в руки контролеру ничего, про который они наверняка не знали. Особенно если рядом есть тот, кто едет не по своей (или поддельной) социальной карте, и не хочет её потерять. То ему просто будет удобнее сказать, что он заяц, чем давать не свою социальную карту, которую контролер будет вправе изъять.
Скачав с сайта Мосгортранса полную должностную инструкцию контролера, вы сразу увидите, что всё это реально.
Что мы рассматривали Выше, это способы законного противодействия нарушениям со стороны контролеров, которые те совершают по отношению к любым пассажирам. А теперь рассмотрим примеры конкретных моментов, если лично Вы являетесь зайцем, которые случаются с зайцами чаще всего. Если Вы едете совсем без билета, или по льготному билету, на который фактически права не имеете. Как выйти из различных ситуаций с наименьшими потерями для Вас.
1 ситуация. Если уж случилось так, что зашел контролер, а у Вас чужая (или поддельная, которой не хотите рисковать) социальная карта или какой либо другой льготный билет, и нет возможности полностью слить контролера, который вдруг действует без нарушений. В таком случае НИКОГДА не показывайте эту социальную карту (или другой льготный не Ваш билет) ему, надеясь, что прокатит. Даже если фотка похожая. Нет. Это прокатит один раз из 1000. Не надо так рисковать дальнейшими поездками по ней, и избежите проблем у своих бабушек и дедушек, которым придется восстанавливать социальную карту потом для себя. Просто не доставайте её, считайте, как будто её нет. Просто уж говорите, что Вы заяц, и всё. Нет билета! Да, я попался. и в худшем случае будет просто штраф, если помимо контролера будет еще Организатор перевозок и полицейский. Но социальную карту не потеряете. А-то даже не верится, что есть куча людей, не понимающих это, и сующих чужую социальную карту контролерам. (Откройте на сайте Организаторов перевозок таблицу, и увидите, сколько СКМ изымается ими ЕЖЕДНЕВНО... ужас просто. СТАТИСТИКА. Никогда не суйте контролерам любые не Ваши проездные). Тем более, контролер обязан:
"3.12. Изъять у пассажиров, ПРЕДЪЯВИВШИХ контролёру во время проведения проверки по правильности оплаты проезда нелегитимные (поддельные) проездные документы...". Т.е. если Вы не предъявляете этот билет, то он не в праве его изымать, даже если он видел, как Вы по нему прошли, т.к. он в праве изымать только то, что Вы предъявляете ему за свой проезд.
2 ситуация. Если Вы сделали то, что описано в 1 ситуации, не показали социальную карту. А Вас все же решат обыскать (ну вдруг полицейский тоже будет и решит проверить на всякий случай) и найдет её, то, по сути, просто так не имеет права отнимать её, не имея доказательств того, что по ней Вы ездили какое то время. Быть может, Ваша бабушка забыла её на даче, а Вы съездили за ней, чтоб вернуть. Даже если дача в другой стороне, все равно... просто еще не успели вернуться до дома, с друзьями встретились и т.п. Это же не оружие, чтобы изымать его просто так. И даже если проверят, что последнее время по ней было очень много проходов - ну и что, у меня бодрая бабушка, не болеет, дома не сидит. Главное не выдавать такую социальную карту как "свой" билет. Если, поднимаясь в автобус, уже перед турникетом, Вы видите, что античеловеческая бригада (контролер, организатор перевозок и полицейский) уже в салоне. Сидят и смотрят на входящих, то лучше просто подлезайте, будет только штраф, а не изъятие. А еще лучше, купить билет у водителя. И если скоро уберут турникеты, то этой проблемы не будет.
3 ситуация. Если обычный контролер что-либо начинает втирать Вам на улице, то вообще игнорируйте его. Ибо согласно должностной инструкции контролера (пункт 1.10) - местом работы контролера являются только САЛОНЫ автобусов, троллейбусов и трамваев Мосгортранса. Про улицу ни слова. Значит там он уже просто никто. При необходимости напоминайте ему о том, что он этим нарушает свою должностную инструкцию. Помогайте другим людям, которых они разводят на улице, если видите такое. ВАЖНО: это инструкция только для обычных контролеров. Для "организаторов перевозок" и тем более полиции - это не действительно. Этот пункт приемлем, только когда имеете дело только с контролером ГУП Мосгортранс. К тому же, иногда стал иметь место факт предложения на улице контролером на выбор: Разойтись по-хорошему, или вызов наряда. Так вот. Силой они Вас просто не в праве держать. И пока наряд приедет, вы спокойно уже просто уйдёте. Удивляюсь даже, что есть такие люди, которые подчиняются им и стоят рядом с ними в ожидании полиции. А способ разойтись по-хорошему в таком случае – это не дать им взятку, а напомнить, что именно является местом их работы и предложить посмотреть вокруг (разве мы сейчас в салоне, а?). И просто по махать им ручкой, и идти по своим делам. Лучше перед выходом из автобуса ещё по требовать у контролера документы, чтобы знать, на кого потом подавать жалобу, т.к. на улице он уже по этой же причине, и по причине отсутствия свидетелей может отказаться показать удостоверение.
4 ситуация. Лучше иметь при себе хоть один обычный не реализованный билет. Бывает часто, что контролеры стоят на одном и том же месте, когда ждут автобус. И постоянные пассажиры часто видят их из-за поворота, например. И можно спокойно успеть пробить билет до входа в салон контролера, особенно если есть второй владиатор у второй двери. Т.к. действительным считается любой билет, пробитый до того, как контролёр сам пройдет владиатор. (Даже когда контролер уже зашел, а народу много, а Вы находитесь далеко, то есть возможность успеть пробить, особенно когда уже не будет турникетов). И даже если он окажется слишком умный, и придерется даже к минуте, когда пробит билет, то говорите, что сели на предыдущей остановке, и не могли сразу найти билет, например. Противоположное не докажет. Т.к. до установки турникетов у пассажира была обязанность оплатить проезд в течение одной остановки. Наверняка снова будет так, когда турникеты уберут. Если только окружающие пассажиры не окажутся последними сволочами, и не скажут, что Вы едете давно. Но пока есть турникеты и это правило не стало вновь действительным – важно пробить билет раньше контролера.
5 ситуация. Если контролер каким-то образом успел увидеть, что у Вас уже есть какой-то сомнительный проездной или социальная карта, которую вы не хотите показывать. (Или уверены в себе, что Вы психологически сильнее контролера, и сможете не дать ему в руки проездной), то все равно отказывайтесь дать его в руки, ибо в правилах пользования транспортом сказано, что:
6. 2. Пассажир обязан
6.2.4. Предъявлять для проверки все виды проездных билетов, а также документы на право бесплатного проезда или на неполную оплату проезда контролеру, кондуктору ИЛИ ИНЫМ ЛИЦАМ, уполномоченным осуществлять контроль за оплатой проезда и соблюдением настоящих Правил.
А термин "предъявить", согласно словарю Ожегова означает: показать в подтверждение чего-нибудь. Значит, давать в руки контролеру и организатору перевозок никто ничего не обязан. Для сравнения, к примеру, водитель авто должен предоставить гаишнику права в руки. А контролерам ничего давать не надо, т.к. не обязаны. Даже из принципа стоит не давать им ничего, даже если едете по положенному Вам проездному. (И именно, исходя из этой формулировки, сотрудники правоохранительных органов не дают в руки свои документы). А мыслями они никак не смогут понять и доказать, что этот проездной поддельный или не ваш. А не доказав, что он поддельный - не имеют права изымать! И даже если они какими то палками узнали, что у вас в кармане есть социальная карта, и требуют её достать – ни за что не делайте этого. Это провокация на предъявление, чтобы было право на изъятие. Сомневаюсь, что такое сканирование карманов и сумок вообще законно, за исключением случаев контроля при понятых. Хоть у контролеров есть обязанность: «3.9. Проводить проверку наличия проездных документов у пассажиров, проверять их подлинность и срок действия. С использованием переносного устройства контроля проверять бесконтактные смарт-карты всех видов на наличие действующего транспортного приложения. Билеты на одну поездку после проверки погасить путём их надрыва». И если он ссылаются именно на это во время сканирования карманов, то это все равно не является фактом предъявления Вами этой социальной карты. А следовательно – не в праве её изымать!
6 ситуация. Для полу-зайцев. В билетах до 20 поездок отображается сзади время и номер маршрута, и контролер поймет, когда Вы именно им пользовались. А вот в более крупных билетах сзади отображается только сегодняшнее число, и количество оставшихся поездок. Т.е. если с утра пройти по нему, а потом в этот же день успешно проникнуть в автобус, не использовав билет (когда в салоне на данный момент нет контролера как свидетеля) то при его появлении спокойно можете показывать этот билет, якобы Вы впервые сегодня едете на автобусе. Только учтите, что такой билет действителен 30 дней с момента 1 прохода. И можно не успеть его потратить полностью. Этот способ удобен, если надо ездить очень часто ежедневно, хотите экономить, и умеете легко проникать в салон. Но, если контролер проверил Вас, а Вам надо в этот же день возвращаться на этом же маршруте, то лучше пробивать нормально 2 раз, т.к. можете попасть снова на этого же контролера. Но если вы увидели контролера из-за поворота, как в 4 ситуации, и имеете возможность пробить билет, то лучше это сделать на всякий случай. А если он решит проверить своими приборами во владиаторе точное время последнего прохода, ссылаясь на пункт своих обязанностей:
3.10. Проводить тестирование проходов пассажиров по магнитному проездному билету, с распечаткой результатов тестирования, в случае возникновения конфликтных ситуаций с пассажирами, с использованием технического билета № 115.
То всё равно нигде не сказано, что пассажир обязан вставать с места и идти через весь салон к владиатору в таких случаях. И покидать салон тоже не обязаны, т.к. не доказан факт нарушения. И, как мы уже знаем, в руки мы тоже ничего не обязаны давать. Следовательно, фактически он не имеет возможности законно проверить этот билет. Естественно, если мы имеем дело только с контролером ГУП Мосгортранс, который и заниматься контролем за правильностью оплаты проезда, и рядом опять же нет полицейского.
7 ситуация. Подходит преимущественно для рэпперов, которые из-за стиля одежды по своей субкультуре, часто носят бандану на лице, закрывая все, кроме глаз, а сверху кепка. И у Вас должна быть не поддельная социальная карта, с фоткой, очень похожей на Вас. (Брата/сестры, друга. А бабушек и дедушек не подойдет) При поднесении её Вами из Ваших рук к переносному устройству контролера прибор покажет, что карта нормальная, по фотке на ней вроде бы Вы на 1 взгляд. И сразу убирайте её. А снимать бандану перед контролером или организатором (но не перед полицейским) никто не обязан. В случае, если контролер зашел с полицейским, то смотри ситуацию №1. Так же этот способ подойдет для футбольных хулс, закрывающих лицо шарфами своей команды. Тем, кто просто не хочет мерзнуть. Мусульманок и других людей, кто часто закрывает лицо по разным причинам. В случае с мусульманками это (ВОЗМОЖНО) приемлемо даже в случае с полицией, если Вы действительно замужем, и по религии не должны показывать лицо. Но должны иметь при себе паспорт, где отмечено, что вы замужем. (Но именно на счет этого не 100% уверен, Вам видней на счет этого факта, т.к. я другой религии)
8 ситуация. Если социальную карту Вашего родственника всё же изъяли. Тут могу вспомнить совет одного доброго без кавычек полицейского. Он сказал, что если социальную карту вашей бабушки изъяли, то когда она пойдет её восстанавливать, пусть скажет, что она Вам её не давала для проезда, а Вы сами взяли без спроса. В таком случае, по словам того полицейского: «Она избежит проблем с её восстановлением». Что именно это значит, не уверен, но думаю, это снимает с неё ответственность и нормально смогут ей её восстановить. Так что обговорите этот нюанс заранее со своими бабушками и дедушками, если они готовы дать Вам свою карту. Пусть знают, что в случае изъятия и необходимости восстановления карты надо говорить, что её внук сам взял без спросу, а добровольно не давала.
И, напоследок, рассмотрим другие ситуации. В которых мы являемся честными пассажирами, которые едут по билету абсолютно без нарушений, но в ответ всё равно получаем неуважение и негатив от контролеров или других сотрудников транспорта. Что делать, когда они вообще крайне неуважительно относятся ко всем пассажирам, думая только о себе. Что делать, если за услугу проезда, честно говоря, итак не очень комфортную, мы уже оплатили, а контролер, или другой сотрудник транспорта (водитель и т.п.) своими действиями или бездействиями причиняет нам ещё больше дискомфорта.
«ПЕШКОМ ИДИ САМ, СЛУГА САТАНЫ» - Это в адрес тех, кто хочет сказать "не нравится - иди пешком". Нет, мы не собираемся идти пешком. Мы должны зарабатывать на жизнь, и едем на работу или учебу. (Студенты - это будущее страны. По крайней мере, если не достать этих студентов неуважением даже в транспорте, после чего они будут видеть лишь неуважение к ним от страны). И мы ПЛАТИМ за этот проезд. И если ПОСЛЕ этого нам отказываются нормально предоставлять услуги перевозки, то мы не собираемся молчать!
Так что именно нужно делать в различных случаях неуважения к нам? – ОТВЕЧАТЬ ТЕМ ЖЕ! Например:
1) Если водитель не торопится открывать двери на выход, игнорируя нормальное нажатие сигнала на выход - нажимать беспрерывно, пока не откроет. А если повышает тон - ЖАЛОВАТЬСЯ. Это минус его премии. Запомнить ФИО, время, номер маршрута и номер конкретной машины. А потом звонить.
2) На контролеров, которые нарушают - жаловаться. Если они готовы удавиться так из-за жалкой оплаты проезда, и не прощают ничего, то нечего их жалеть. Если они так переживают за Мосгортранс и желают ему прибыли, то премия, которой их лишат, пойдет этому самому Мосгортрансу. Сэкономят так сказать. Как бы это всё помимо поддержки пассажира, не знающего, что контролер нарушает, о чем говорилось раньше. Запоминать время и номер маршрута, ФИО контролера и обязательно подать жалобу. Естественно, только когда нарушает. Если он нормальный и не нарушил, то нет.
3) Когда заходит контролер и заявляет "готовим билеты", то не надо их сразу готовить ради комфорта контролера. Т.к. о нашем комфорте они почти никогда и не думают. Пускай подходит к каждому и каждого просит в тактичной форме предъявить билет. Посмотрим, на долго ли его хватит не грубить. А если за грубит – нарушение с его стороны и ЖАЛОБА с нашей. А если из-за этого еще и автобус будут задерживать, то тем более нарушит этим. Пусть проверяет на ходу за несколько остановок. Работа его. Если им будет потом неприятно долго ждать следующий автобус на остановке, которая слишком далеко в их понимании, то это их проблема. Их фирма сама назначила такое расписание. Пускай сами ждут, как ждали и мы.
Надеюсь, данное пособие помогло Вам понять, как часто контролеры Вас и других выставляют дураками. Как часто они нарушают свои полномочия и права других пассажиров, как оплативших, так и зайцев. Надеюсь, вы будете знать, как не дать развести себя им. И будете помогать другим пассажирам, попавшим в подобные ситуации с контролерами. По возможности, скачайте их должностную инструкцию и правила пользования НГПТ. Изучите её. И, если возможно, носите с собой. Потому что может понадобиться доказать свои слова контролеру или другим пассажирам, которые могут встать на сторону контролера. Вы уже посвящены в дело. А значит – вооружены. Искренне надеюсь, что скоро транспорт станет нормальным и комфортным, и данный материал перестанет быть необходим. Данный материал не является агитацией к любым административным нарушениям, к нарушениям оплаты проезда и прочее. Он создан с целью помощи людям в защите своих законных прав, и противодействию нарушений со стороны контролеров. Те, кто считают, что: «платить за проезд должны все и всегда, не взирая ни на что. А у перевозчика якобы нет никаких обязанностей, которые они должны строго соблюдать» – ошибаются. И не надо сравнивать соотношение стоимости одной поездки и штрафа с Европейскими данными. Сначала сравни уровень доходов у среднестатистического человека там и у нас. Частое отсутствие комфорта далеко не всегда связано с внешними факторами, как например, пробки. У перевозчика есть такие же обязанности, которые они должны соблюдать. Если мы оплатили проезд – они нам обязаны! Тем более транспорт это не роскошь, а лишь средство.
Пассажиры, поддерживайте друг друга. По разным источникам уже случаются случаи взяток со стороны контролеров (не клевета на всех подряд, а лишь то, что слышал). Это наш город. Если не будем помогать друг другу, то контролеры будут становиться всё наглей. Всё меньше из них будут честными. И мы станем их рабами. А ведь от того, с комфортом или без, с нормальным настроением или чувством унижения мы проехали – зависят другие моменты нашей жизни: успеваемость на учебе, трудоспособность, микроклимат в семье. Даже психическое здоровье, которое может перейти и в физическое. Накопление негатива плохо скажется на здоровье в будущем. И что, разве ради всего этого стоит контролерам позволять нарушать свои полномочия и наши права? Зайцы почти никогда не виноваты в такой жизни и своём поведении, за исключением, если это наглый алкаш и т.п. А студенты и другие нормальные люди делают это не из-за жадности. Если не помогать друг другу, то волна беспредела дойдет и до тебя! Они уже так обнаглели, что пытаются проверять какими-то сканерами содержимое наших карманов. Если даже они и в праве этого делать, то доставать для них содержимое из кармана – мы не обязаны. Какое им дело, что у нас в них? Такого пункта нет ни в их должностной инструкции, ни в правилах пользования наземным транспортом. Они не полиция, чтобы просить вывернуть карманы. Не введитесь на эту провокацию. И вставать с мест, чтобы им было удобнее проводить сканирование, мы тоже не обязаны. А когда пытаются сделать это на улице – тем более. Там они вообще никто в попытках повесить любое обвинение! Сколько можно терпеть эту наглость? Бракованные товары Вы возвращаете в магазины, а перевозка, такая же услуга, за которую мы платим! Учтите, должностные инструкции могут иногда меняться. Следует периодически проверять их на сайте.
Тел. Мосгортранса для жалоб:
Горячая линия (8:00–20:00) 8 (495) 950-42-04
Тел ГКУ Организатор перевозок: 8 (495) 787-43-30
ТЕМА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ АГИТАЦИЕЙ К ЛЮБЫМ НАРУШЕНИЯМ