Party
Active Member
http://theoryandpractice.ru/Как работают ложные воспоминания
Психолог Элизабет Лофтус во время своего выступления на TED рассказала о том, как подтасованные вопросы, свидетельства других людей и информация из медиа могут спровоцировать появление ложных воспоминаний, неотличимых от настоящих. T&P публикуют основные тезисы.
В одном американском проекте была собрана информация о 300 людях, обвиненных в преступлениях, которые они не совершали. Некоторые из них провели по 10, 20, 30 лет в тюрьме, пока с помощью анализа ДНК не было доказано, что на самом деле они были невиновны. После изучения подобных случаев выяснилось, что в 75% из них ключевую роль сыграли показания свидетелей, их ложные визуальные воспоминания.
Почему так происходит? Многие думают, что память работает как записывающее устройство и она просто хранит информацию, которую вы можете проиграть в обратном порядке, когда вам это понадобиться. Но десятки лет изучения феномена памяти доказали, что это не так. Наши воспоминания реконструктивны, они работают как страница в Википедии: вы можете редактировать ее, так же как и другие люди. В одном из экспериментов испытуемым показывали сцену аварии на дороге и после этого спрашивали, как быстро автомобили столкнутся друг с другом?
«Ложные воспоминания возможны и в крайне стрессовых ситуациях. Во время подготовки американских солдат подвергают получасовому изнурительному, брутальному, психологически трудному допросу. Уже после него, поддаваясь наводящей информации от исследователей, солдаты не узнавали человека, который их опрашивал».
Другую группу расспрашивали более эмоционально — как быстро машины врежутся друг в друга? Во втором случае люди указывали, что машины двигались быстрее, чем это было на самом деле, а на месте аварии находилось разбитое стекло, хотя на самом деле его там не было. В другом эксперименте подтасованные вопросы заставляли людей, полагать, что вместо знака «проезд запрещен» они видели обычный желтый знак.
Ложные воспоминания возможны и в крайне стрессовых ситуациях. Во время подготовки американских солдат подвергают получасовому изнурительному, брутальному, психологически трудному допросу. Уже после него, поддаваясь наводящей информации от исследователей, солдаты не узнавали человека, который их опрашивал. Они указывали на других людей, иногда совсем на него не похожих.
В реальной жизни дезинформация размещается повсеместно. Мы получаем ее не только в виде специально организованных опросов, но и из разговоров с другими свидетелями того или иного события, а также через его отражение в медиа. Все это способствует деформации нашей памяти.
«Изучение ложных воспоминаний ставят нас перед следующим фактом: если человек рассказывает что-то с уверенностью, большим количеством деталей и эмоций, это еще не гарантирует, что это происходило на самом деле. Мы не умеем отличать ложные воспоминания от истинных, и для этого нам иногда требуются независимые подтверждения»
Ложные воспоминания могут воздействовать на человека спустя долгое время, после того как они были созданы. К примеру люди, которым в ходе экспериментов внушали негативные воспоминания о реакции организма на некоторые виды продуктов спустя много лет отказывались их принимать. Но это можно использовать и с позитивной стороны. Психологи не смогут внушить ребенку с лишним весом ложные воспоминания, которые повлияли бы на его вес — это выходит за рамки профессиональной этики. Но его родители могли бы попробовать сделать что-то подобное.
Изучение ложных воспоминаний ставят нас перед следующим фактом: если человек рассказывает что-то с уверенностью, большим количеством деталей и эмоций, это еще не гарантирует, что это происходило на самом деле. Мы не умеем отличать ложные воспоминания от истинных, и для этого нам иногда требуются независимые подтверждения.
Alexey Pavperov
3 октября 2013
Полностью лекция Элизабет Лофтус:
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=PB2OegI6wvI[/youtube]
Здесь можно посмотреть с русскими субтитрами: http://www.ted.com/talks/elizabeth_loftus_the_fiction_of_memory.html
Где-то была тема про память, и я в ней приводила несколько примеров. В частности фильм Куросавы, в которой несколько героев рассказывали одну историю по-разному, и эти истории очень отличались друг от друга, они запомнили одно и то же по-разному, в зависимости от своего восприятия, своей картины мира. Я думаю, у каждого были в жизни моменты, когда рассказываешь какую-то историю, и вдруг человек, который присутствовал в ней говорит: "Да нет же! Ты ничего не помнишь, все не так было!" И рассказывает ее по-своему. И вы не понимаете зачем он врет, потому что точно помните, что все было как вы рассказали, и у него такое же чувство.
Мне понравилась метафора Элизабет, что наша память это не хранилище информации, она как Википедия, в ней кто-либо, или мы сами вносим коррективы, и то, что выдает наша память часто очень отличается от объективной реальности.
Я совершенно четко помню невероятную историю из детсва. На море, купалась с большим мячиком, держась за него заплыла на глубину, мячик начал крутиться, выскользнул из рук, и я опустилась на дно. Стоя дне, оглядевшись вокруг я увидела, что в одной стороне вода светлела, а в другой темнела, я догадалась, что там где светлее - берег, и я пошла по дну к берегу. И вышла на сушу. Понятное дело, что все было не так, эта история не могла происходить, и это продукт ложной памяти. Но я ее запомнила так, и никак не по-другому.
А у вас или ваших друзей были в жизни случаи, когда выдавала свой "продукт" ложная память?