Куинджи "Лунная ночь на Днепре"

Sabrina

Пользователь
Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои.
Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь,идет или не идет его величавая ширина,
и чудится, будто весь вылит он из стекла,и будто голубая зеркальная дорога,
без меры в ширину, без конца в длину,
реет и вьется по зеленому миру.
Н.В. Гоголь




Имя Архипа Ивановича Куинджи сделалось известным сразу же, как только публика увидела его картины «После дождя» и «Березовая роща». Но на Восьмой выставке художников-передвижников произведения А.И.Куинджи отсутствовали, и это было сразу же замечено зрителями. П.М.Третьяков писал И.Крамскому из Москвы, что по этому поводу горюют даже те немногие, кто раньше не очень тепло относился к произведениям художника.

Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А.И.Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения.

Эта картина обрела поистине легендарную славу. В мастерскую А.И.Куинджи приходили И.С.Тургенев и Я.Полонский, И.Крамской и П.Чистяков, Д.И.Менделев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К.Т.Солдатенков. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.

В своей книге о художнике О.П. Воронова так описывает покупку картины: «"Лунную ночь на Днепре" хотел купить Солдатенков, но оказалось, что она уже не принадлежала Архипу Ивановичу. Была продана еще пахнущей свежей краской, прямо в мастерской. В одно из воскресений о ее цене осведомился какой-то морской офицер. "Да зачем вам? – пожал плечами Куинджи. – Ведь все равно не купите: она дорогая". – "А все-таки?" – "Да тысяч пять", – назвал Архип Иванович невероятную по тем временам, почти фантастическую сумму. И неожиданно услышал в ответ: "Хорошо. Оставляю за собой". И только после ухода офицера художник узнал что у него побывал великий князь Константин».

К этой картине он шел давно. Ездил на Днепр, быть может, именно за этим сюжетом. Дни, недели Куинджи почти не выходил из мастерской. Работа захватила настолько, что даже обед, как затворнику, Вера Леонтьевна приносила наверх. Задуманная картина — мерцающая, живая стояла у художника перед глазами. Трудился над ней осень и зиму. Весной заканчивал свое необычное творение.

Интересны воспоминания жены Куинджи: «Куинджи проснулся ночью. Мысль, как озарение: «А если... «Лунную ночь на Днепре» показывать в темной комнате?!» Он вскочил, зажег керосиновую лампу и, шаркая домашними туфлями, побежал по лестнице в мастерскую. Там зажег еще лампу, поставил их обе на пол по краям картины. Эффект оказался разительным: пространство в картине расширилось, луна светила окруженная мерцающим сиянием, Днепр играл ее отражением. Все как в жизни, но красивее, возвышеннее.

Архип Иванович поставил стул в нужном, как считал он, отдалении, сел, откинулся и смотрел, смотрел, пока не рассвело за огромным окном. Пораженный найденным эффектом, он знал, что надо показывать «Лунную ночь на Днепре» в темном зале, одну...»

Картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге. Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, было событием необычным. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем (105 x 144).

Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, как зачарованные, останавливались перед холодным сиянием лунного света. Куинджи умел побеждать. Длинные очереди выстраивались на улице, и люди часами ждали, чтобы увидеть картину. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Архип Иванович наводил порядок, устанавливал очередь. Нерусская фамилия, густая черная борода, горящие счастьем глаза превращали его в мифического мага и чародея, переодетого в светский костюм.Рерих еще застал живым служителя Максима, который получал рубли(!) от тех, кто пытался пробраться к картине вне очереди.

Высказывались предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. Посетители заглядывалм за картину в надежде обнаружить там спрятанную электрическую лампу. Слухи о тайне художественного метода А.И.Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой.

Может быть, это происходило потому, что А.И.Куинджи сосредоточил свои усилия на иллюзорной передаче реального эффекта освещения, на поисках такой композиции картины, которая позволила бы максимально убедительно выразить ощущение широкой пространственности. И с этими задачами он справился блестяще. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д.И.Менделеевым и др.).

Создавая это полотно, А.И.Куинджи применил сложный живописный прием. Например, теплый красноватый тон земли он противопоставил холодно-серебристым оттенкам и тем самым углубил пространство, а мелкие темные мазки в освещенных местах создали ощущение вибрирующего света.

На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Поэт Я.Полонский, Друг А.И.Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?» Поэт К.Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.

Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди, по словам И.Е.Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А.И.Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».

Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. И.С.Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д.В.Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина... вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр.». Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга, и уговаривал того прислать картину на короткое время в Париж. И.С.Тургенев надеялся, что ему удастся уговорить его оставить картину на выставке в галерее Зедельмейера, но уговорить князя не удалось.

Влажный, пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повлиял на состав красок, и пейзаж стал темнеть. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А.И.Куинджи с такой силой, что, глядя на картину даже сейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного.
 
B

Blondi

Guest
да, картина шикарная!! :good:
Одна из моих любимейших. Тоже могу смотреть на нее, не отрываясь, оочень долго - действительно завораживает!
 

Sabrina

Пользователь
Куинджи очень люблю. Это не просто живопись, а поэзия в цвете. Так же, как у Левитана.
 

Sabrina

Пользователь
Blondi написал(а):
Одна из моих любимейших.
Что ещё у него любишь?
Мне нравятся его Эльбрусы и зимние пейзажи, особенно эффект заката. Хотя, он признавался, что писать снег у него не очень выходит.
 

Party

Active Member
Картина потрясающая, как будто натуральный лунный свет. Она, кстати, и выставлена в тусклом углу помещения, из-за этого эффект этого реалистичного лунного света еще более сильный. Помнится ходили в Третьяковку с дочкой, она выразила предположение, что это сделано специальными люминисцентными красками, и не верила мне, что в те времена таких красок не было.

Мне его "Вечер на Украине" еще нравится, передает приятное умиротворение, и да, Эффект заката. Вообще, он мастерски работал со светотенью.
 

Sabrina

Пользователь
Мне интересно, отличаются ли три его работы, после того, как одна из них подверглась влиянию морского воздуха..
 

Sabrina

Пользователь
Party написал(а):
Я таких подробностей не знаю. Расскажи.
Куинжди к своему оригиналу картины, который купил Великий князь Константин и путешествовал с ним в Париж по морю, написал два повтора. Оригинал находится в экспозиции Русского музея, а повторы, выполненные им же, находятся в Третьяковской галерее и Симферопольском художественном музее.
Так вот интересно сравнить все три работы, посмотреть разницу, если она есть. Хотя, если и есть разница, то обычным глазом она, наверное, не уловима.
 

Party

Active Member
Надо же... а я не знала. Надо будет в Русский музей сходить, я в нем уже лет 10 не была... даже не помню что там. Сабрина, а ты в Москву не собираешься?
 

Sabrina

Пользователь
[quote name='Party' post='519520']
. даже не помню что там.
[/quote]
Там Айвазовский "Девятый вал" и Брюллов "Последний день Помпеи" - единственное, что я помню)

[quote name='Party' post='519520']
Сабрина, а ты в Москву не собираешься?
[/quote]
Пока нет. Последний раз в январе была. Хочешь в Третьяковку пригласить? :)
 

Party

Active Member
Sabrina написал(а):
Там Айвазовский "Девятый вал" и Брюллов "Последний день Помпеи" - единственное, что я помню)
ммммм...
Sabrina написал(а):
Пока нет. Последний раз в январе была. Хочешь в Третьяковку пригласить? :)
Ну надо же... в январе... и никому не сказала... Конечно хочу.

По поводу картины. Сейчас почитала. Я знала, что она повреждена была, ее реставрировали, но не знала, что есть еще повторы...
 

Party

Active Member
Кстати, я не помню "Девятый вал" наверно потому, что это не самая моя любимая картина Айвазовского. Я долгое время летом жила в Феодосии, и Айвазовского насмотрелась вдоволь (кстати, прошедшим летом тоже там была), мне многие другие его картины нравятся, я не считаю "Девятый вал" лучшей. Но об этом можно отдельной темой.
 

Sabrina

Пользователь
[quote name='Party' post='519562']
Ну надо же... в январе... и никому не сказала... Конечно хочу.
[/quote]
Да. Надо было увидится. Ну ничо, не последний день живём)[quote name='Party' post='519563']
я не считаю "Девятый вал" лучшей.
[/quote]
Я думала, я одна такая) У нас в местном худ. музее есть картина Айвазовского. Не очень известная. Там такооой закат.
 

Boushev

Пользователь
Я летом в Третьяковке был. Но эту картину просто не помню :)3 часа, которые я там провел, по-любому не достаточно было, что бы осмотреть все. По-хорошему туда надо ходить, что бы за один визит посетить один зал. Иначе уже все одно на другое в сознании накладывается.
Надо бы походить туда :)
 

Sabrina

Пользователь
Boushev написал(а):
Я летом в Третьяковке был. Но эту картину просто не помню :)3 часа, которые я там провел, по-любому не достаточно было, что бы осмотреть все. По-хорошему туда надо ходить, что бы за один визит посетить один зал. Иначе уже все одно на другое в сознании накладывается.
Надо бы походить туда :)
А какие картины помнишь?
За 3 часа мозг устаёт, ничего не воспринимает. Я в Третьяковке иду сразу к моим любимым художникам и картинам, "нелюбимых" пропускаю. Редко смотрю портреты.
 

Boushev

Пользователь
Sabrina написал(а):
А какие картины помнишь?
За 3 часа мозг устаёт, ничего не воспринимает. Я в Третьяковке иду сразу к моим любимым художникам и картинам, "нелюбимых" пропускаю. Редко смотрю портреты.
Я в зал Врубеля рвался. А он меня разочаровал :( Единственно - "Демон". Все остальные его картины своей особой энергетикой не обладают почему то. Смотрятся как репродукции. Отметил Шишкина, Васенцова и Репина. Но они мне и по репродукциям милы были. И того же Айвазовского, хотя от Айвазовского ждал таки большего.
 
B

Blondi

Guest
Boushev написал(а):
Единственно - "Демон". Все остальные его картины своей особой энергетикой не обладают почему то. Смотрятся как репродукции. Отметил Шишкина, Васенцова и Репина. Но они мне и по репродукциям милы были. И того же Айвазовского, хотя от Айвазовского ждал таки большего.
"Демон" Врубеля потрясающий! И тем больше запал мне в душу, что увидела эту картину намного позже прочтения Лермонтовского "Демона" (до сих пор одна из моих любимейших поэм) и была просто поражена тем, что именно таким я его и представляла. Вот просто один в один, аж дух захватило!)

Что касается Шишкина, Репина, Васнецова, прямо-таки подписываюсь :)

А вот на счет Айвазовского никак не могу согласиться. Но возможно это исключительно мои личные пристрастия: на мой взгляд, он один из лучших художников-маринистов! Для меня все его картины настоящие шедевры, могу смотреть на них часами.
 

Party

Active Member
Даже не знаю... разделить что ли тему, сделать отдельно о Третьяковке...
 
Сверху