Исаак Левитан

Party

Active Member

Серов В.А. Портрет Левитана.

Сегодня была на выставке Исаака Левитана. Великолепная выставка. Под впечатлением решила создать тему.
Очередь была аж петлей на улице, люди мерзли, внутри музея еще две очереди в кассы, столпотворение... но это стоило того.

Последняя монографическая выставка живописца прошла в Третьяковской галерее 50 лет назад. Выросли поколения зрителей, не имевших возможности ознакомиться с разносторонним творчеством художника. Нынешний проект представляет как лучшие, хрестоматийно-известные полотна мастера, так и демонстрирует широкой публике и специалистам целый ряд открытий. Собрано около 300 картин, этюдов, пастелей, акварелей и рисунков из 17 музеев России и частных коллекций Москвы, а также из двух зарубежных собраний: Национального художественного музея Республики Беларусь (Минск) и Израильского музея (Иерусалим). Экспозиция дает возможность осмыслить огромный вклад И.Левитана в историю русской пейзажной живописи, осознать масштаб творчества мастера...
... продолжение на сайте Третьяковской галереи: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions2160/
Здесь видео о выставке: http://www.ntv.ru/novosti/207969/
Здесь все о Левитане: http://isaak-levitan.ru/

Что меня потрясло. Великолепная работа со светом-тенью, если приблизится к картинам, можно увидеть широкие мазки невероятных цветов, тени деревьев обозначены синими, лиловыми цветами, облака розовым, фиолетовым... но отходя видишь натуральнейший пейзаж.

"Золотая осень" (1896) Левитан часто разделяет пространство, как будто находит опору картины. Разделением может быть река, тропинка, мостик... Эта картина разделена холодной рекой, ее холодность подчеркивают красные листья на маленьком кустике на переднем плане картины, склонившимся над ней. Река разделяет осеннюю радость с осенней грустью: слева краски жизни, яркие солнечные желтые цвета, широкие мазки, тени, вкрапления красного, множество деревьев, листья как будто играют, вдали в центре еще зеленое поле... справа пустой пейзаж с мрачноватым слившимся скоплением деревьев, и лишь одна березка у берега, слегка наклонившись, как будто просится на другой берег к этому празднику жизни.



"Осенний день. Сокольники." (1879). Эта картина юного Левитана (а он ее писал в 19 лет) трогает до глубины души своей непосредственностью и самодостаточностью. Узкая аллея, усыпанная осенней листвой, как будто уснувший, печальный пейзаж, оживленный стройной одинокой женской фигурой. Здесь ничего лишнего и нечего добавить:



"У омута" (1892). Представлены два варианта картины и этюд. Одинаковый пейзаж, но как будто разное настроение у художника. И опять пространство разделено: слева тревожное, бурное, замкнутое..., справа - растекающийся холодный леденящий покой, но объединяет весь пейзаж общее мрачное настроение.



"Тихая обитель" (1898). Картина выражает покой и радостную безмятежность, чистоту, даже какую-то нетронутость. Александр Бенуа писал, что первым зрителям картины «казалось, точно сняли ставни с окон, раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в старое выставочное зало». Картина передает «блаженное настроение, сладкое душевное спокойствие, которое вызывал этот тихий уголок, изолированный от всего мира и всех лицемерных дел наших». И мне больше нечего добавить к словам Бенуа. В техническом плане потрясло мастерство художника изображать свет заката, воду и отражения в ней широкими мазками всех возможных цветов.



"Цветущие яблони" (1890). Очень интересные картины, глядя на которые мы можем как бы выглядывать из тени, ощущая умиротворение и покой наблюдать за живой природой, радостно раскинувшей свои побеги на солнышке:



"Дуб" (1880). Эта картина меня настолько впечатлила, что я затаила дыхание. И сейчас слова куда-то потерялись:



Продолжение следует...
 
B

Blondi

Guest
да-да, Левитан потрясающий!! Слов нет, только смотреть на его картины не отрываясь... и впитывать, впитывать красоту :)

А выставка еще открыта?
 

Party

Active Member
Да, выставка до 20 марта.

Что еще мне понравилось.
Конечно же, серия крымских работ и Италия глазами Левитана. Эти работы выделяются не только оригинальностью, я бы даже сказала не свойственным Левитану стилем, но и какой-то новой палитрой. Это уже какой-то другой Левитан:

"В горах" (1886)



"Пейзаж. Крым" (1873)



"Цепь гор. Монблан" (1897)



"Улица в Ялте" (1886)



"У берега моря. Крым" (1886)



И новое, совсем другое настроение, новая палитра, буйство цветов... Италия:

"Весна в Италии" (1890)







И конечно же, малоизвестный Левитан. Его работы в пастели. Честно говоря, я раньше и не знала об этих работах.
Это великолепные пейзажи:

"Близ Бордигеры. На севере Италии" (1890)



На озере Комо. Набережная. (1890)



"Пейзаж с папортником" (1890)



"Осень. Усадьба" (1894)



И натюрморты. Что характерно, Левитан не уделял внимания фону, его цветы в простых глиняных горшках, что еще больше подчеркивает их красочность и живость:

"Васильки" (1894)



"Белая сирень" (1895)



"Лесные фиалки и незабудки" (1889)



"Колеус" (1894)

 

Sabrina

Пользователь
Party написал(а):
Очередь была аж петлей на улице, люди мерзли, внутри музея еще две очереди в кассы, столпотворение... но это стоило того.
Пати, ты всё-таки побывала на этой выставке!) Я была в октябре, когда она только открылась. Народу было мало, ещё не все знали. Зато в последний день, 20 марта, когда я уже с подругой решила ещё раз сходить, очередь была от входа до дороги.

Мне ещё из натюрмортов понравились одуванчики:


И моя любимая "Берёзовая роща"


А вот "Над вечным покоем", пожалуй, единственная картина у Левитана, которая мне не нравится, хоть и считается шедевром. Мрачная, тоскливая, давящая.


Пати, а ты откуда брала фото? Хотела найти картину/этюд(?): осенний лес, картина делится на три цветовые горизонтальные полосы в бело-коричневых тонах. Ничего особенного, но мне понравилась. Она висела в дальнем малом зале после рисунков. Может, ты помнишь?
 

Disturbia

Пользователь
Sabrina написал(а):
Хотела найти картину/этюд(?): осенний лес, картина делится на три цветовые горизонтальные полосы в бело-коричневых тонах. Ничего особенного, но мне понравилась.
Юль, я на этом сайте всегда беру репродукции, они тут в большом разрешении, можешь поискать)
 

Disturbia

Пользователь
Мне у него ещё эта нравится



Вообще, ставлю на рабочий стол периодически его картины или других художников.
 

Party

Active Member
Sabrina написал(а):
Пати, ты всё-таки побывала на этой выставке!) Я была в октябре, когда она только открылась. Народу было мало, ещё не все знали. Зато в последний день, 20 марта, когда я уже с подругой решила ещё раз сходить, очередь была от входа до дороги.

Мне ещё из натюрмортов понравились одуванчики
О, да, одуванчики замечательные. Спасибо, освежила память :)
Sabrina написал(а):
Пати, а ты откуда брала фото? Хотела найти картину/этюд(?): осенний лес, картина делится на три цветовые горизонтальные полосы в бело-коричневых тонах. Ничего особенного, но мне понравилась. Она висела в дальнем малом зале после рисунков. Может, ты помнишь?
Нет, не помню такую картину. А фото выбираю через гугл.
А вот мне еще одна крымская картина понравилась, но я ее не нашла в инете, а сейчас и название забыла... :(
 

Sabrina

Пользователь
Sabrina написал(а):
А вот "Над вечным покоем", пожалуй, единственная картина у Левитана, которая мне не нравится, хоть и считается шедевром. Мрачная, тоскливая, давящая.
Смотрю сейчас на эту картину, на церковь с кладбищем, и кажется, что в церквушке кого-то отпевают (горит окно), и как будто душа отходит от усопшего тела, поднимается над всем земным пространством, летит в "вечный покой". Земля как бы обрывается, не имея "начала", а склоняющиеся от ветра деревья дополняют ощущение полёта. И не понятно,какое время суток: день ли, вечер ли, ощущение затерянности во времени, вечности. В общем, может, картина не так уж плоха?)
 

Party

Active Member
Да, настроение она передает, но на мой взгляд скорее тревогу чем печать. Как будто перед бурей... Мне вообще она нравится. Но почему-то я ее совсем не запомнила на выставке.
 

Sabrina

Пользователь
Party написал(а):
Но почему-то я ее совсем не запомнила на выставке.
Она выставлялась отдельно почти по центру главного зала)И экспонируется постоянно в Третьяковке.
 
Сверху