«Мой отец был служащим. Я стал актером. А мог бы тоже служить где-нибудь. И почему бы не в уголовной полиции?» Это говорит о себе Хорст Тапперт, известный немецкий актер, исполнитель роли бессмертного инспектора Деррика в одноименном сериале. С 1974-го по 1997 год он 281 раз сыграл своего педантичного, даже несколько скучноватого, без тени юмора героя, который, несмотря на эти свои качества, почему-то стал популярен во всем мире — от Аргентины до Японии и от Норвегии до Зимбабве.
Ни одна крупная продюсерская компания, занимающаяся сериальными проектами и мечтающая о выходе на международный рынок, не доверила бы съемки серьезного детективного сериала немцам. Здесь все давно было схвачено американцами — с их бесконечными перестрелками и увлекательными погонями они не знали себе равных. И лишь западногерманская телекомпания ZDF поверила в идею и не только запустила «сомнительный» проект, но и способствовала его дальнейшему успешному продвижению на мировой телеэкран.
Кстати, с актером Хорстом Таппертом наши зрители имели возможность мельком познакомиться гораздо раньше, чем с его Дерриком. В конце 50-х годов у нас с успехом демонстрировалась уморительная немецкая кинокомедия «Мы — вундеркинды», в которой актер сыграл небольшую роль преподавателя. Это была одна из первых его киноработ.
Хорст Тапперт получил коммерческое образование, в годы Второй мировой войны попал на Восточный фронт, побывал в советском плену. После войны устроился в театр бухгалтером, а потом кто-то предложил ему переквалифицироваться в актеры. Однажды в его адрес поступило весьма скромное предложение с телевидения. «Тогда я был, если называть мое поведение в те времена приличными словами, совсем незажатый, — вспоминает актер. — Как-то на съемке мы в сотый раз повторяли одну и ту же сцену, и мне это надоело. Я взял и сыграл совсем по-другому. «В чем дело? — воскликнул режиссер. — Почему вы меняете рисунок роли?» Я хладнокровно ответил: «Я думал, вам стало скучно...» Я предполагал, что режиссер взорвется и путь на телевидение для меня будет закрыт. Но почему-то именно после этого случая одно телепредложение за другим стали сваливаться на меня».
В 1966 году он принял участие в первом своем детективном сериале. Правда, сначала находился «по ту сторону баррикад». В документально-игровом фильме «Джентльменов просят к кассе» Тапперт сыграл главу шайки почтовых грабителей. Нарушителем закона он был и в ленте «Подайте счет охлажденным». И только потом его стали приглашать на роли полицейских («Горилла из Сохо», «Человек с искусственным глазом», «Срок — 7 дней», «Перрак»). Всех его инспекторов и комиссаров полиции отличали как склонность к некоторому морализаторству, так и проявлявшаяся то и дело человечность. Для него было важно не столько разоблачить преступника, сколько убедить зрителя, что, действуя строго в рамках закона, можно победить преступность как таковую. Если, конечно, тебя волнует не хорошая отчетность, а истина.
Так определилось амплуа актера на многие годы вперед. Благодаря этому Тапперт смог легко выиграть кастинг на роль инспектора Деррика (1974).
За 23 года съемок у актера и его героя появилось немало схожих черт характера. Но есть и различия. «Я гораздо более чувствителен и не всегда могу сохранять хладнокровие так же, как мой герой. Я взрываюсь, если съемка задерживается. Например, если долго ставят свет, а потом вдруг выясняется, что все сделано не так и прожекторы надо переставить, я начинаю язвить... И все же, когда снимали сериал, все мы были командой, настоящими друзьями», — вспоминает Тапперт.
Можно сказать, что судьбы актера и его героя сложились по-разному. Тапперт стал знаменит и богат — за одну серию он получал до 260 тысяч долларов. А Деррик как был, так и остался инспектором криминальной полиции. Почему? «Ему давно пора было бы стать начальником полиции! Но дело в том, что его нельзя повышать в чине. Тогда ему пришлось бы уйти с улицы, но только там он зрителю и интересен», — улыбается Тапперт.
Став знаменитым во всем мире, он тем не менее никогда и не помышлял о карьере в Голливуде. Считает, что немцам там ничего не светит, что Голливуд — для американских или, в крайнем случае, для английских актеров.
Личная жизнь актера так же спокойна и благопристойна, без срывов и неприятных сюрпризов, как и его карьера. В 1957 году Тапперт женился, и с тех пор они с Урсулой вместе. У них трое детей. В целом актер доволен прожитыми годами. «Я никогда не был тщеславен, — говорит он. — Я пытался всегда соответствовать своей профессии, и она платила мне взаимностью». Есть лишь одна мечта, которую ему так и не удалось осуществить — сыграть Дон Кихота.
26 мая актеру исполнится 80 лет. Он не собирается широко отмечать юбилей. «Это в моей природе. А также в духе моей жены, — говорит он. — Мы не хотим устраивать пышную церемонию, наполненную пустой болтовней. Лучше всего, если бы меня вообще не беспокоили по этому поводу».
К смерти Тапперт относится спокойно: «Я не боюсь ее. Когда-то должен наступить конец... Я согласен с Сократом: если «там» ничего нет, то я ускользну от неприятных ситуаций, от множества встреч с неприятными людьми, я найду спокойствие и мир, не буду болеть и смогу спать спокойно». Вот и говори после этого, что у Тапперта, как и у его героя, отсутствует чувство юмора!
Когда Тапперт по многолетней привычке сидит в открытом ресторане в мюнхенском Английском саду, он может показаться давно отошедшим от дел буржуа, весь круг интересов которого ограничен газетами, внуками и кружкой пива. Но это впечатление обманчиво. Актер полон энергии. Недавно он издал автобиографическую книгу «Деррик и я — две мои жизни». А в конце прошлого года в Румынии начались съемки фильма «Сердце без короны», в котором вновь снимается Хорст Тапперт.
Кстати сказать, когда была снята последняя серия «Деррика», мнения поклонников разделились: одни говорили, что очень хорошо, что финал открыт, он дает надежду на возвращение инспектора на экран. Другие же, зная, что Тапперт и другие создатели сериала категорически отказываются от съемок продолжения, напротив, сетовали: уж лучше бы Деррика убили в конце, тогда мы не питали бы иллюзий.
Ни одна крупная продюсерская компания, занимающаяся сериальными проектами и мечтающая о выходе на международный рынок, не доверила бы съемки серьезного детективного сериала немцам. Здесь все давно было схвачено американцами — с их бесконечными перестрелками и увлекательными погонями они не знали себе равных. И лишь западногерманская телекомпания ZDF поверила в идею и не только запустила «сомнительный» проект, но и способствовала его дальнейшему успешному продвижению на мировой телеэкран.
Кстати, с актером Хорстом Таппертом наши зрители имели возможность мельком познакомиться гораздо раньше, чем с его Дерриком. В конце 50-х годов у нас с успехом демонстрировалась уморительная немецкая кинокомедия «Мы — вундеркинды», в которой актер сыграл небольшую роль преподавателя. Это была одна из первых его киноработ.
Хорст Тапперт получил коммерческое образование, в годы Второй мировой войны попал на Восточный фронт, побывал в советском плену. После войны устроился в театр бухгалтером, а потом кто-то предложил ему переквалифицироваться в актеры. Однажды в его адрес поступило весьма скромное предложение с телевидения. «Тогда я был, если называть мое поведение в те времена приличными словами, совсем незажатый, — вспоминает актер. — Как-то на съемке мы в сотый раз повторяли одну и ту же сцену, и мне это надоело. Я взял и сыграл совсем по-другому. «В чем дело? — воскликнул режиссер. — Почему вы меняете рисунок роли?» Я хладнокровно ответил: «Я думал, вам стало скучно...» Я предполагал, что режиссер взорвется и путь на телевидение для меня будет закрыт. Но почему-то именно после этого случая одно телепредложение за другим стали сваливаться на меня».
В 1966 году он принял участие в первом своем детективном сериале. Правда, сначала находился «по ту сторону баррикад». В документально-игровом фильме «Джентльменов просят к кассе» Тапперт сыграл главу шайки почтовых грабителей. Нарушителем закона он был и в ленте «Подайте счет охлажденным». И только потом его стали приглашать на роли полицейских («Горилла из Сохо», «Человек с искусственным глазом», «Срок — 7 дней», «Перрак»). Всех его инспекторов и комиссаров полиции отличали как склонность к некоторому морализаторству, так и проявлявшаяся то и дело человечность. Для него было важно не столько разоблачить преступника, сколько убедить зрителя, что, действуя строго в рамках закона, можно победить преступность как таковую. Если, конечно, тебя волнует не хорошая отчетность, а истина.
Так определилось амплуа актера на многие годы вперед. Благодаря этому Тапперт смог легко выиграть кастинг на роль инспектора Деррика (1974).
За 23 года съемок у актера и его героя появилось немало схожих черт характера. Но есть и различия. «Я гораздо более чувствителен и не всегда могу сохранять хладнокровие так же, как мой герой. Я взрываюсь, если съемка задерживается. Например, если долго ставят свет, а потом вдруг выясняется, что все сделано не так и прожекторы надо переставить, я начинаю язвить... И все же, когда снимали сериал, все мы были командой, настоящими друзьями», — вспоминает Тапперт.
Можно сказать, что судьбы актера и его героя сложились по-разному. Тапперт стал знаменит и богат — за одну серию он получал до 260 тысяч долларов. А Деррик как был, так и остался инспектором криминальной полиции. Почему? «Ему давно пора было бы стать начальником полиции! Но дело в том, что его нельзя повышать в чине. Тогда ему пришлось бы уйти с улицы, но только там он зрителю и интересен», — улыбается Тапперт.
Став знаменитым во всем мире, он тем не менее никогда и не помышлял о карьере в Голливуде. Считает, что немцам там ничего не светит, что Голливуд — для американских или, в крайнем случае, для английских актеров.
Личная жизнь актера так же спокойна и благопристойна, без срывов и неприятных сюрпризов, как и его карьера. В 1957 году Тапперт женился, и с тех пор они с Урсулой вместе. У них трое детей. В целом актер доволен прожитыми годами. «Я никогда не был тщеславен, — говорит он. — Я пытался всегда соответствовать своей профессии, и она платила мне взаимностью». Есть лишь одна мечта, которую ему так и не удалось осуществить — сыграть Дон Кихота.
26 мая актеру исполнится 80 лет. Он не собирается широко отмечать юбилей. «Это в моей природе. А также в духе моей жены, — говорит он. — Мы не хотим устраивать пышную церемонию, наполненную пустой болтовней. Лучше всего, если бы меня вообще не беспокоили по этому поводу».
К смерти Тапперт относится спокойно: «Я не боюсь ее. Когда-то должен наступить конец... Я согласен с Сократом: если «там» ничего нет, то я ускользну от неприятных ситуаций, от множества встреч с неприятными людьми, я найду спокойствие и мир, не буду болеть и смогу спать спокойно». Вот и говори после этого, что у Тапперта, как и у его героя, отсутствует чувство юмора!
Когда Тапперт по многолетней привычке сидит в открытом ресторане в мюнхенском Английском саду, он может показаться давно отошедшим от дел буржуа, весь круг интересов которого ограничен газетами, внуками и кружкой пива. Но это впечатление обманчиво. Актер полон энергии. Недавно он издал автобиографическую книгу «Деррик и я — две мои жизни». А в конце прошлого года в Румынии начались съемки фильма «Сердце без короны», в котором вновь снимается Хорст Тапперт.
Кстати сказать, когда была снята последняя серия «Деррика», мнения поклонников разделились: одни говорили, что очень хорошо, что финал открыт, он дает надежду на возвращение инспектора на экран. Другие же, зная, что Тапперт и другие создатели сериала категорически отказываются от съемок продолжения, напротив, сетовали: уж лучше бы Деррика убили в конце, тогда мы не питали бы иллюзий.