Роковой костер
К началу XIV века король Филипп IV Красивый из династии Капетингов стал неограниченным властелином Франции. Оставалась последняя неподвластная ему сила – орден тамплиеров, могущественная религиозная организация, славу и богатство которой принесли крестовые походы. Сокровища ордена не давали покоя королю Филиппу, и тысячи тамплиеров сгорели на кострах. Пришла очередь и Жака де Моле.
…Языки пламени взметнулись вверх и опалили волосы Великого магистра, и тогда до тех, кто присутствовал на казни, сквозь дым и огонь донесся его голос:
- Король Филипп… Проклятие! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена!..
Не прошло и года, как 46-летний Железный король умер в замке Фонтенбло, где так любил охотиться. Кто-то говорил, что его задрал кабан, кто-то – что разбил паралич. Но тот, кто подогадливее, смекнул – начало действовать проклятие Жака де Моле, исторгнутое из языков пламени.
Сквозь династии
У короля Филиппа было три сына: Людовик X Сварливый, Филипп V Длинный и Карл IV Красивый, но ни у одного из них не оказалось жизнеспособного потомка мужского пола. Внук проклятого короля, Иоанн I Посмертный, прозванный так за то, что родился через пять месяцев после смерти своего отца Людовика Сварливого, процарствовал только пять дней, скончавшись по неизвестной причине. И вступила на престол династия Валуа…
Однако проклятие Жака де Моле продолжало действовать. Новый король Филипп VI был родным племянником Филиппу Красивому, следовательно, и на его род распространилось извергнутое в пламени пророчество. Ровно тринадцать королей должны были сменить друг друга, прежде чем проклятие Великого магистра утратило сило.
Только факты
…Филипп VI принес на землю Франции чуму, которая скосила полкоролевства и погубила королеву Жанну. Кроме того, свои претензии на престол предъявлял внук Филиппа Красивого, сын дочери Изабеллы, король Англии Эдуард III, который считал, что у него прав больше, чем у нового государя из династии Валуа. Французы отвергли его притязания, и началась Столетняя война, в которой Франции фатально не везло все сто лет.
…1356 год. Под Пуатье французская армия под предводительством короля Иоанна II Доброго настигает небольшой отряд англичан. Французы ликуют. Численный перевес явно на их стороне. В исходе сражения сомневаться не приходится. Французы навязывают бой, англичане вынуждены его принять. И вдруг английские лучники – неожиданно в первую очередь для себя – без труда разбивают вдвое превосходящие силы французов! Для тех, кто не ведал о последних словах Великого магистра, это было необъяснимо. В плен попал сам король Иоанн. Король умер в Лондоне восемь лет спустя. Проклятье Жака де Моле набирало силу.
…Карла V, прозванного Мудрым, провидение покарало слабым здоровьем. Король, проведший большую часть жизни в войнах с Англией и своим народом (в это время разразилось самое мощное крестьянское восстание в истории феодальной Франции – Жакерия), не мог самостоятельно держать в руках оружие. Ему попросту не хватало на это сил.
…Карл VI потерял разум, получив удар по голове во время охоты. Чувствуя слабость королевской власти, в борьбу за корону вступили родственники Карла – герцоги Бургундский и Орлеанский. Их распря, известная как война Бургиньонов и Арманьяков, привела к тому, что никем не сдерживаемый английский король Генрих V захватил Париж, а вместе с ним и пол-Франции и короновался как правитель объединенного Англо-Французского королевства при жизни Карла VI. Казалось, дни династии Валуа сочтены.
…Карл VII был одним из самых никчемных королей. У него не было ни королевства, ни столицы, ни короны. Три женщины правили за него: Иоланда Арагонская, его теща, Агнес Сорель, его фаворитка, и Жанна д’Арк, его спасительница. Но он был французским наследником и поэтому при поддержке Жанны д’Арк был коронован в Реймсе в пику английским узурпаторам.
Лишенные в течение долгого времени столицы, французские короли недолюбливали Париж. Жить Валуа предпочитали в долине Луары и сюда принесли проклятие тамплиеров.
…Зловещий замок Плесси-ле-Тур местные крестьяне предпочитали обходить за версту. Его дубовые рощи были превращены в виселицы. Бесчисленные казни, совершавшиеся по приказу Людовика XI в его присутствии, доставляли ему истинное удовольствие. Болезненно скупой, лицемерный, мстительный и коварный, этот государь оставил в назидание потомкам высказывание: «Кто не умеет притворяться – тот не умеет царствовать».
…Его сын, юный Карл VIII, не любил отцовский замок. Он родился и провел детство в Амбуазе. Здесь жил вместе с королевой Анной, принесшей в казну французских королей Бретань – последнюю независимую область, вошедшую в состав королевства. Ничто не омрачало начавшееся царствование Карла VIII. Казалось, черные дни остались в прошлом. Ах, если бы! …Накануне Вербного воскресенья 1498 года под руку с любимой женой молодой монарх отправился наблюдать за игрой в мяч. Дабы сократить путь, он решил пройти через галерею Аквелебак, служившую в то время уборной. С размаху ударившись о притолоку, он расшиб голову и спустя девять часов скончался здесь же, в зловонном коридоре, на грязной соломенной подстилке.
Карл VIII умер бездетным. На престол взошел его ближайший родственник герцог Орлеанский, ставший Людовиком XII. Вместе с короной получил он и руку Анны Бретонской. Увез ее из Амбуаза, где витал призрак Карла, перенес двор в Блуа, родовое гнездо Орлеанских. Но чужая жена не дала ему счастья. Он скончался, также не оставив наследников мужского пола.
…Кузен Людовика XII король Франциск I, казалось, был баловнем судьбы в череде этих немощных и незадачливых государей. Однако и он не избег позорного иноземного плена, проведя год в Мадриде у императора Карла.
…1559 год. На турнире в Париже, организованном в честь бракосочетания принцессы Елизаветы с королем Испании, Генрих II решил тряхнуть стариной. Во время поединка с капитаном королевской гвардии Монтгомери он был ранен копьем в глаз: оружие скользнуло под забрало. Рана оказалась смертельной. Эта трагедия завершила эпоху рыцарских турниров во Франции.
Генрих II был десятым в череде обреченных государей. На излете 300-летнего проклятия история еще раз повторилась. У Генриха, как у Филиппа Красивого, было три взрослых сына, три наследника. Казалось бы, он обеспечил себе преемников на долгие годы. Но… Первым после трагической гибели отца на трон вступил Франциск II. Он продержался ровно год и умер в возрасте 16 лет.
Его брат Карл IX расписался в истории кровью, учинив Варфоломеевскую ночь. А позже развлекался тем, что приглашал на балы во дворец воров, которым разрешалось под шумок опустошать сановных гостей. Следующий брат, Генрих III, окружил себя фаворитами-мужчинами и, забыв дорогу в спальню королевы Луизы, остался бездетным.
…Сыновья Генриха II и Екатерины Медичи – Франциск II, Карл IX и Генрих III – ввергли страну в пучину религиозных войн. Убийство Генрихом III герцога Гиза, претендовавшего на престол, и похороны последнего вылились в Париже в грандиозную демонстрацию, во время которой ее участники гасили свои свечи и кричали: «Так да погасит Господь династию Валуа!».
1 августа 1589 года тринадцатый в роду Валуа Генрих III был заколот монахом Жаком Клеманом. И мятежный дух Великого тамплиера наконец успокоился: его месть свершилась сполна.