Risus
что, по-твоему, значит для ума полноценно развиваться?
Полноценное развитие это многостороннее и многоаспектное развитие ума, соответственно неполноценное это одностороннее развие его.
человеческий ум недостаточно или чересчур глубок и сложен, чтобы быть адекватным этой среде?
Скажем так человеческий ум (в принципе) достаточно глубок и сложен для решения любой отдельно взятой задачи/проблемы. Но сейчас он практически неспособен охватить и переработать все те грани и аспекты мира и развития в нем, которые общество (или сама жизнь) иногда предлагает, а иногда требует рассмотреть как для своего собственного существования, так и для существования индивида.
во все времена в обществе практиковался принцип распределения труда.
В палеолите он практически не практиковался вовсе
И чтобы жить в гармонии с нашей, техногенной, средой, необязательно знать внутреннее устройство всех ее аспектов.
Я бы усомнился в этом тезисе. Как раз чем больше аспектов осознаешь тем полнее гармония. Хотя, конечно, можно жить и абы как ни о чем не думая, ничего ни в чем не понимая.
Не все ведь, как ты, не хотят быть специалистами узкого профиля Многие именно этого и хотят.
Не спорю. Но между
хочу и
надо "дистанция огромного размера" <_<
Так вот я хотел бы остановиться не на хотениях (понятно что все хотят молочные реки в кисельных берегах), а на надобностях.
Общество нуждается в таких специалистах.
Без сомнения, но прошу заметить что оно
только их и производит, и умеет производить.
Ибо вряд ли, если ты занимаешься на высоком уровне разработками в области нано-технологий, ты можешь позволить себе сильно распыляться на другие занятия (я имею в виду, опять-таки, на высоком уровне).
В том то и дело что:
"В настоящее время в технологическом обществе перемены происходят так быстро и неотвратимо, что вчерашние истины вдруг оказываются фикцией, и большинство самых одаренных и интеллигентных членов общества признают, что справляться с лавиной новых знаний даже в очень узкой области чрезвычайно трудно.
"По всей вероятности, уследить за всем, что вас интересует, просто невозможно", - жалуется доктор Рудольф Столер, зоолог из Калифорнийского университета (Беркли). "От 25 до 50% моего рабочего времени уходит на то, чтобы быть в курсе всего происходящего", - говорит доктор И. Е. Уоллен, руководитель отделения океанографии Смитсониановского института (Вашингтон). Доктор Эмилио Серге, нобелевский лауреат, физик, заявляет: "Невозможно просмотреть всю литературу, посвященную хотя бы одним только К-мезонам". Еще один океанограф, доктор Артур Стамп, признает: "Единственный выход - запретить все публикации лет на десять".
Новые знания либо расширяют, либо перечеркивают старые. И в том, и в другом случае человек, имеющий отношение к той или иной сфере знания, должен пересматривать свой набор представлений. Каждый день он вынужден переучиваться. Лорд Джеймс, проректор университета Йорка, рассказывает: "Первую ученую степень по химии я получил в 1931 г. в Оксфорде". Держа перед глазами список вопросов по химии, предлагающихся на экзамене сегодня, он продолжает: "Я понимаю, что никогда не смог бы с ними справиться, поскольку по крайней мере две трети вопросов касаются знаний, просто не существовавших в то время, когда я сдавал экзамен на бакалавра". А доктор Роберт Хиллиард, главный специалист по образованию в Федеральной комиссии по средствам коммуникации, развивает эту мысль: "При современной скорости прироста знаний происходит следующее: к тому времени, как ребенок, родившийся, скажем, сегодня, окончит колледж, общее количество знаний увеличится примерно в четыре раза, а к тому времени, как этот ребенок достигнет пятидесятилетнего возраста, - примерно в тридцать два раза, причем 97% всего, что будет знать человечество, оно узнает на протяжении этих пятидесяти лет его жизни".
Разумеется, термин "знание" в достаточной степени расплывчат, а подобная статистика с неизбежностью дает большие погрешности, но все же не вызывает сомнений тот факт, что растущая волна новых знаний обрекает нас на еще более узкую специализацию и требует ускоренных темпов пересмотра нашего внутреннего образа реальности. И это имеет отношение не только к чисто научной информации о физических частицах или генетической структуре. В равной степени это относится ко всем категориям знания, оказывающего влияние на повседневную жизнь миллионов людей."
Элвин Тоффлер "Шок будущего" и прошу заметить что этой книге уже исполнилось 37 лет!!!
Думаю, прогресс не остановится, пока люди сами этого не захотят.
Я же полагаю что для ума индивидума (и умов общества) некая верхняя планка есть.