Этому случаю уделяется наибольшее внимание. Сторонники тайн бермудского треугольника именно его считают самым важным доказательством наличия нечистых сил, действующих в этом районе. После загадочного исчезновения 19-го звена и начал, собственно, расти интерес к этой части Атлантического океана. Были обнаружены аналогичные катастрофы и другие «таинственные» случаи.
Легенда. 5 декабря 1945 года в 14 ч 10 мин с авиабазы военно-морских сил в Форт-Лодердейле на Флориде в воздух поднялось звено бомбардировщиков-торпедоносцев, состоявшее из пяти самолетов типа «Эвенджер». Был запланирован учебный полет дальностью 160 миль на восток, 40 миль на север и обратно на базу. Во время полета необходимо было провести учебное бомбометание. Полет должен был длиться 2 часа. Однако он растянулся на целую вечность, ибо самолеты на базу не вернулись.
Обычно экипаж «Эвенджера» состоял из трех человек, но в тот день в одном из самолетов он был неполным. Заболел штурман и остался на базе, что и спасло ему жизнь. Остальные четырнадцать человек исчезли. Все приборы самолетов были в отличном состоянии, экипажи были снабжены самонадувающимися плотами и спасательными жилетами. Погода была отличная. В 15 ч 45 мин в то время, когда самолеты должны были приближаться к базе, командно-диспетчерский пункт поймал странное сообщение:
- Состояние у нас аварийное, мы не видим землю, повторяю, мы не видим землю!
- Сообщите свои координаты! - запросил командно-диспетчерский пункт.
- Мы не можем определить наше местоположение! - ответил командир звена, лейтенант Тейлор.
- Мы не знаем, где находимся, мы заблудились.
На командно-диспетчерском пункте не могли понять, что произошло, ведь погода хорошая, видимость отличная.
- Держите курс на запад! - приказали звену.
Последовало долгое молчание, затем снова послышался голос лейтенанта Тейлора:
- Мы не знаем, где запад, все очень странно. Мы не можем определить направление, а океан выглядит не так, как обычно.
Диспетчеры были поражены. Даже если компас у командира неисправен, на запад лететь несложно, ведь впереди солнце. Но из сообщений было видно, что экипаж почему-то не может ориентироваться по солнцу. В микрофоне слышались возбужденные голоса членов экипажа, звено по-прежнему держалось вместе. В 16 ч 00 мин командир, очевидно охваченный паникой, передал управление другому пилоту. В 16 ч 25 мин новый командир вызвал базу:
- Мы не знаем, где находимся, возможно, милях в 220 северо-восточнее базы, скорее всего, мы...
Голос стал затихать, а потом и совсем исчез. К взлету был подготовлен спасательный самолет типа «Мартин Маринер» с 13 членами экипажа. Этот самолет был оснащен всеми спасательными средствами и мог совершить посадку на воду даже при очень высокой волне. Командно-диспетчерский пункт пытался сообщить 19-му звену, что им послана помощь, но ответа не получил. Спасательный самолет «Мартин Маринер» передал по радио несколько обычных сообщений, подтвердил, что приближается к району местонахождения 19-го звена, но пока ничего не обнаружил. И снова тишина...
Была объявлена общая тревога, с разных баз на Флориде один за другим поднимались в воздух самолеты, из портов Бермудских и Багамских островов, а также Флориды отправлялись поисковые суда.
В 19 ч 04 мин диспетчер принял слабый прерывавшийся сигнал: «FТ... FT...» Это были позывные 19-го звена. Позывные были приняты примерно через два часа после того, как у самолетов 19-го звена должно было кончиться горючее. На следующий день поиски «Эвенджеров» и «Мартина Маринера» осуществляли уже 300 самолетов и 21 судно. Поиски продолжались несколько недель и охватывали обширное пространство Атлантического океана и Мексиканского залива.
Что же все-таки произошло? Почему экипаж передавал такие странные сообщения? Почему от самолетов не осталось никаких обломков? Если бы они приводнились, они должны были бы какое-то время находиться на плаву и у экипажа было бы достаточно времени, чтобы пересесть на самонадувающиеся плоты. Один из членов следственной комиссии военно-морских сил США заявил: «Исчезли так загадочно, как будто улетели на Марс».
Анализ. Этот случай неоднократно подвергался самому тщательному анализу. Следственная комиссия изучила все возможные варианты и составила отчет на 400 страницах. Все переговоры между командно-диспетчерским пунктом и командиром звена зафиксированы. Были опрошены диспетчеры военных баз в Форт-Лодердейле, Банана-Ривер, Порт-Эверглейдсе и Майами. Проанализировав еще раз этот случай, можно сказать, что картина происшедшего предстает в несколько ином свете, что случается, впрочем, довольно часто. Будет полезно привести технические характеристики самолетов, упоминавшихся при описании этой трагедии:
Техническая характеристика самолета «Эвенджер»
Модель: 1941 год
Экипаж: 3 человека
Взлетная масса: 6200-7200 кг
Двигатели: «Райт» 4-2600-8 или «Райт» 4-2600-20, звездообразное расположение цилиндров
Мощность двигателей: «Райт» 2600-8 - 1700 л. с., «Райт» 2600-20 - 1900 л. с.
Максимальная скорость: 403 км/ч (у земли), 485 км/ч (на высоте 3650 м)
Дальность полета: 1990 км (торпедная), 2320 км (разведочная)
Запас топлива: 1260-1480 л
Скорость при взлете: 7,3 м/с
Вооружение: 2 синхронизированных крупнокалиберных пулемета (12,7 мм)
1 подвижной крупнокалиберный пулемет (12,7 мм)
1 подвижной пулемет (7,7 мм)
1 торпеда 910 кг или равноценный груз бомб
Если мы хотим восстановить истинную картину случившегося, необходимо учесть следующее:
1. Кроме лейтенанта Тейлора и еще одного члена экипажа, все пилоты 19-го звена были, по существу, курсантами. Сам лейтенант Тейлор лишь недавно был переведен в эти места. Ни один из пилотов не был детально ознакомлен с районом, где проходил учебный полет.
2. В 17 ч 50 мин звено получило точные указания о маршруте, но связь с ним постоянно прерывалась из-за многочисленных помех, и за все время полета летчики так и не смогли сообщить свои координаты. Последнее сообщение было зафиксировано в 19 ч 50 мин: пилот одного из самолетов вызывал командира Тейлора, но ответа не получил. Все сообщения командира свидетельствуют о том, что звено действительно заблудилось.
3. На поиски звена были высланы два спасательных самолета типа «Мартин Маринер». В 19 ч 27 мин они вылетели из Банана-Ривер (рис. 3). Первый должен был лететь прямо на точку с координатами 29° с. ш. и 79° з. д., другой - вдоль побережья США к северу, а затем на 29° с. ш. повернуть на восток. В 21 ч 12 мин из центра совместных действий в Майами сообщили, что в 19 ч 50 мин с парохода «Гейне Миллс» наблюдали взрыв на горизонте в точке с координатами 28°59' с. ш. и 80°25' з. д. Огонь был виден в течение нескольких секунд, а затем отчетливо были видны падавшие в море обломки самолета. Это произошло ровно через 23 минуты после старта самолета № 49, причем в районе, где он и должен был находиться по расчетному времени. Капитан упомянутого парохода добавил, что он направил судно в тот район, где падали обломки. На воде было обнаружено большое масляное пятно, но обломки самолета поднять не удалось, так как море было слишком бурным. Сообщение капитана судна подтверждает и запись в журнале капитана береговой охраны США У. Мэрфи, который с помощью радиолокатора вел наблюдение за полетом «Мартина Маринера» № 49 до момента, когда с парохода видели взрыв. Командир самолета № 32, стартовавшего вместе с самолетом № 49, сообщал, что море в это время было очень неспокойным, виднелись гребни волн.
4. Анализ зарегистрированных переговоров между членами экипажей 19-го звена свидетельствует о том, что лейтенант Тейлор никому командования звеном не передавал, а поручил одному из пилотов наблюдать за курсом, поскольку не доверял показаниям своего компаса. Ни пилоты, ни командир не поддались панике, ничего подобного в их переговорах зафиксировано не было! В разговорах чувствовалась тревога по поводу того, что они заблудились. Роковой ошибкой Тейлора было то, что он не выполнил указание центра и не переключил свой передатчик на аварийный радиоканал. Но возможно, он не сделал этого, боясь потерять связь со звеном. В их канале было очень много помех, вклинивались другие, более мощные радиостанции. Если бы звено сразу перешло на аварийную частоту, его координаты удалось бы установить гораздо раньше.
5. Погодные условия были значительно хуже, чем это изображается в Легенде. Суда, находившиеся в районе катастрофы, сообщали, что был сильный ветер и высокая волна. Поэтому вынужденная посадка самолетов на воду в темноте во время шторма оказалась для них роковой. Последние зафиксированные радистами позывные свидетельствуют о том, что по крайней мере один самолет, а именно машина командира, совершил посадку. Однако ни самолет, ни надувной плот не имели никаких шансов продержаться на плаву в разбушевавшемся море.
Отчет следственной комиссии содержит 56 пунктов. Пункт 37 подтверждает тот факт, что в момент вынужденной посадки, в 19 ч 04 мин, 19-е звено находилось над морем к востоку от Флориды (см. рис. 2). В пункте 38 говорится, что море было неспокойным. В отчете также анализируются причины, приведшие к потере ориентировки. Изучение переговоров между базой и командиром звена, а также между пилотами позволяет сделать вывод, что командир Тейлор неверно определил местоположение звена - южнее Форт-Лодердейла, где-то над островами Флорида-Кис (см. рис. 2), куда, как он предполагал, их снесло северо-восточным ветром. В действительности звено находилось над Багамскими островами, практически там, где они и должны были находиться согласно программе полета. Вместо правильного поворота на запад лейтенант Тейлор решил лететь на север, чтобы попасть в Форт-Лодердейл с юга. В результате звено ушло на восток, в просторы Атлантического океана, с ограниченным запасом топлива. В отчете комиссии указывалось, что свою роль сыграла и воинская дисциплина. Ведь некоторые пилоты не соглашались с действиями командира, однако вынуждены были подчиниться его решению.
Как и большинство описываемых случаев, этот тоже имел свое продолжение много лет спустя. Р. Маркс в статье «Бермудский треугольник: тайна или миф», опубликованной в журнале «Аргосы» в феврале 1974 года, то есть спустя 29 лет после случившегося, пишет, что он опрашивал свидетелей и ему удалось установить один любопытный факт. Оказывается, Тейлор буквально накануне вылета просил заменить его. Просьба не была удовлетворена, поскольку Тейлор не назвал причины, по которой не хотел лететь. Л. Куше в своих поисках пошел дальше и нашел лейтенанта А. Куртиса, бывшего в то время прямым начальником Тейлора, который подтвердил сказанное Р. Марксом. Лейтенант Тейлор действительно просил не ставить его командиром звена.
Что же касается поискового самолета «Мартин Маринер», то нет никаких сомнений в том, что он погиб в результате взрыва. По свидетельству летчиков, летавших на самолетах этого типа во время второй мировой войны, их называли «летающими цистернами», ибо их недостатком была утечка паров бензина, и достаточно было искры или зажженной сигареты, чтобы произошел взрыв.
Вывод. Ч. Берлиц и другие, интерпретируя этот широко известный случай, имевший место в бермудском треугольнике, умышленно или не умышленно ошибаются по целому ряду вопросов, например относительно переговоров летчиков с базой и между собой по радио, о времени старта спасательного самолета, о погоде и т. д. В действительности же, как свидетельствуют данные, собранные следственной комиссией, в этом случае нет ничего загадочного. Трагедия произошла по стечению целого ряда обстоятельств.