"Белые пятна" в истории "Черного квадрата"

Zaraza

Пользователь


Результатом любого рисования является картина. Это утверждение было бы правдой, если бы Казимир Малевич не доказал обратное. В 1915 году он написал "Черный квадрат на белом фоне" и сделал шокирующее признание: "Это не живопись, это что-то другое". Чуть позже художник и теоретик искусства Эль Лисицкий заявил, что "Черный квадрат" - это полное противопоставление всему, что подразумевается под понятиями "искусство", "живопись" и "картина". И что Малевич свел все формы и всю живопись до абсолютного нуля.


Со времени появления "Черного квадрата" прошло более 90 лет, но он все еще будоражит умы и воображение, все еще вызывает бурные споры. Абсолютно черное квадратное изображение, написанное маслом и обрамленное белой канвой. В скандальном шедевре Малевича нет ничего из традиционных признаков шедевра. Совсем не обязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат и поместить его на белый фон. Однако, как и предсказывал сам художник, этот рисунок, сделанный бессознательно, а точнее под воздействием "космического сознания", стал важнейшим событием в мировой истории искусства. Он освободил концепцию живописи от всех ее традиционных законов, свел ее к нулю формы, обозначил квадрат как новую, базисную "первофигуру" нового искусства, которое Казимир Малевич назвал Супрематизмом, что означает превосходство, доминирование. Сразу после написания "Черного квадрата" Малевич проделал огромную работу по теоретическому обоснованию своего шедевра. Он называет "Черный квадрат" "голой иконой без рамы", а себя - Председателем Пространства. Он открыто заявляет о своем намерении "зарезать искусство живописное, уложить его в гроб и припечатать Черным квадратом".



Немыслимая амбициозность мастера, его настойчивое желание быть признанным Революционером и Первооткрывателем иногда переходили всякие границы и выглядели смешными. Зачем этому великому художнику понадобилось переписывать год написания Черного квадрата с 1915 на 1913?.. Мы можем только догадываться, что художник был настолько уверен в своей великой гениальности, что История с ее правдой и точными датами представлялась ему не столь значительной величиной. Совершенно очевидно, что Малевич осознавал себя не меньше, чем демиургом русского авангарда, мыслил как великий человек и презирал мелкие исторические несовпадения, которые не совпадали с его теорией. Если бы не так, то мастер обязательно обратил бы внимание на то, что его знаменитая работа, которая по сути является монохромным изображением, не была совсем уж первой монохромной картиной в истории искусства.Нет-нет, мы не хотим сказать, что Черный квадрат был нарисован до Малевича. Мы хотим сказать только то, что до Малевича был нарисован Черный прямоугольник.

В 1882 году молодой французский писатель и издатель Жюль Леви основал группу "Салон непоследовательных," которая состояла из художников, писателей, поэтов и других представителей парижской богемы конца 19 века. Объединение это не преследовало никаких политических целей. Лозунгом группы была фраза "Искусство непоследовательно", придуманная Леви в пику расхожей фразе "les arts decoratifs". "Салон непоследовательных" насмехался над официальными ценностями через сатиру, юмор, а иногда и грубую шутку. Картины, которые демонстрировались на выставках Салона, были вовсе не "картины" в традиционном понимании. Это были смешные карикатуры, абсурдные кошмары, рисунки, как будто бы нарисованные детьми.

1 октября 1882 "Салон непоследовательных" открывает в Париже выставку с причудливым названием "Искусство непоследовательных". На выставке были представлены работы шести авторов, которые можно считать предтечей сюрреализма, заявившего о себе 40 лет спустя. Самой вызывающей среди картин было одноцветное, абсолютно черное изображение, нарисованное поэтом Полом Билходом (Paul Bilhaud), и называлось оно "Ночная драка негров в подвале" (Negroes Fighting in a Cellar at Night). Такой Черный прямоугольник.



Никаких заявлений о концептуальном смысле картины. Никакого предложения вглядеться и найти скрытый смысл черного прямоугольника, обрамленного игривой виньеткой. Просто шуточная картина. Причем шутка не в картине даже, а в ее названии. Ведь действительно - когда негры дерутся в подвале ночью, то ничего не видно и все черное!

Юмористическую идею Билфорда развил художник Альфонс Алле (Alphonse Allais). На выставке Incoherent shows 1883 года он выставляет картину "Малокровные девочки, идущие к первому причастию в снежной буре" (Pale Young Girls Going to their First Communion in the Snow) , представляющую собой белый прямоугольник.



На выставке 1884 года он показывает еще один монохромный рисунок - красный прямоугольник под названием "Апоплекcические кардиналы, собирающие помидоры на берегах Красного моря" (Apoplectic Cardinals Harvesting Tomatoes by the Shores of the Red Sea).



Затем Альфонс Алле расширил свою коллекцию Синим, Зеленым, Серым прямоугольниками и выпустил книгу с этими работами, дополнив их пустой музыкальной партитурой под названием "Траурный марш для глухих". Надо признать, что Алле был большой фантазер и юморист.

В монохромных работах французских шутников концепт отсутствия был принижен юмористическим названием. В монохромных работах Казимира Малевича тот же самый концепт был усилен ничего не означающим названием. Ведь "Черный квадрат" - это не название, это просто констатация. Самое же главное состоит в том, что непоследовательные парижские юмористы конца 19 столетия не рассказали миру ничего о сакральном смысле своих работ. Может быть, потому, что там его не было. Малевич был гораздо серьезнее. Он неустанно ваял репутацию своего шедевра, пользуясь всеми возможными способами. В итоге имена "непоследовательных" сегодня знают лишь специалисты, а имя Малевича знает весь мир.


Joachim Sklorz,

www.utoronto.ca​
 

scrptn

Пользователь
Художник он такой же, как и я, но зато хороший мистификатор. Такими обычно бывают те, кто не способны ничего стоящего сотворить. ^_^ Не видел ни одной его картины, которую можно было бы отнести к искусству. Такими шедеврами максимум стены интерьеров украшать.
 

Sabrina

Пользователь
scrptn
Такими обычно бывают те, кто не способны ничего стоящего сотворить
и тем не меннее, он сотворил сенсацию.

Продавать воздух тоже уметь надо.
 

scrptn

Пользователь
Sabrina
Людям не нужны нездоровые сенсации. Людям нужны здоровые сенсации.
 

Zaraza

Пользователь
художник, с вашего позволения, все свое творческое начало направлял на борьбу со стандартами и рамками, в которые было загнанно искусство того времени.

мб он не заслуживает слепого обожания, но уважения, как минимум.
 

scrptn

Пользователь
Zaraza
Под девизом "выхода за рамки" можно испражниться посреди улицы иил попробовать наркотики. И никакого уважения это не заслуживает, если делается из принципа "лишь бы не быть таким, как все".
 

Zaraza

Пользователь
scrptn, а ты попробуй насрав на красной площади прославься на весь мир и на многие лета.

вообще сравнение для меня диковатое.

еще раз повторюсь, что художник мыслил и делал не "лишь бы не быть таким, как все" , а чтобы разрушить художественные стереотипы того времени
Он освободил концепцию живописи от всех ее традиционных законов, свел ее к нулю формы, обозначил квадрат как новую, базисную "первофигуру" нового искусства, которое Казимир Малевич назвал Супрематизмом, что означает превосходство, доминирование. Сразу после написания "Черного квадрата" Малевич проделал огромную работу по теоретическому обоснованию своего шедевра. Он называет "Черный квадрат" "голой иконой без рамы", а себя - Председателем Пространства. Он открыто заявляет о своем намерении "зарезать искусство живописное, уложить его в гроб и припечатать Черным квадратом".
мб ты удивишься, но у него много других. достаточно непдохих работ, но именно "квадрат" его прославил.
 

scrptn

Пользователь
[quote name=\'Zaraza\' post=\'444903\' date=\'26.6.2009, 14:23\']мб ты удивишься, но у него много других. достаточно непдохих работ,[/quote] Я их видел, поэтому не удивлюсь. Они мне нравятся ещё меньше, чем квадрат. :biggrin2: Да, я сужу субъективно.

[quote name=\'Zaraza\' post=\'444903\' date=\'26.6.2009, 14:23\']а ты попробуй насрав на красной площади прославься на весь мир и на многие лета.[/quote] Спасибо, я не хочу прославиться, совершив глупую неэтичную вещь.

[quote name=\'Zaraza\' post=\'444903\' date=\'26.6.2009, 14:23\']художник мыслил и делал не "лишь бы не быть таким, как все" , а чтобы разрушить художественные стереотипы того времени[/quote] Круто. Тогда объясни, в чём разница.
 

Arioch

Пользователь
У этой славы на весь мир такая беда, я считаю: большая часть ценителей ни хрена не понимают, чем они там, собственно, восхищаются. У них просто рефлекс. Они совершенно не в курсе как и зачем был изготовлен Черный Квадрат, они его ценят потому что.
Застал в сети изумительную дискуссию любителей живописи. Они там сошлись на том, что в квадрате Малевич чуть ли не зашифровал все тайны бытия. А особенная художественная ценность там, видите ли, в особенных оттенках чёрного, которые никому не удалось повторить.

Убивать надо таких знатоков!
 

scrptn

Пользователь
[quote name=\'Arioch\' post=\'444918\' date=\'26.6.2009, 14:59\']Они там сошлись на том, что в квадрате Малевич чуть ли не зашифровал все тайны бытия. А особенная художественная ценность там, видите ли, в особенных оттенках чёрного, которые никому не удалось повторить.[/quote] http://lurkmore.ru/Синдром_Поиска_Глубинного_Смысла :biggrin2:
 

Party

Active Member
У меня дежавю... Такое ощущение, что эта тема уже была...
Мне нравися Малевич. На мой взгляд, например, эта картина просто не может не понравится:



Она настолько "мягкая", "воздушная", "светлая" в ней присутствует удивительная гармония и покой.

Еще мне очень нравится "Козел". Он сделан из единичек. Я эту картину видела воочию очень давно на выставке. Также очнеь трогательны женщины Еще мне нравятся его женщины на скамейках, а еще крестьяне. Они у него такие самобытные, характерные, он умдрялся выразить крестьянскую простоту, недотепистость, угловатость, незамысловатость - не изображением конкретного лица, а всей картиной: способом рисования, красками, фоном...

По поводу суперматизма... Считаю, что для того, чтобы оценивать работы такого художника, необходимо еще и представлять эпоху, в которой они жил и работал. Собствено его работы для меня как хроника того времени. Кубизм, суперматизм - это попытка изобразить нечто большее, чем видишь. Ну как бы вы изобразили народный бунт, революцию, кризис, потерю ценностей? Можно зафиксировать какой-то конкретный объект во время этих событий, можно очень характерный объект, можно даже с фотографической точностью нарисовать..., но как показать эти понятия вцелом, охватывая все понятие, а не конкретное место и действие?

По поводу "Черного квадрата" - врядли кто-нибудь его считает шедевром. Я таких людей не встречала. А вот загадкой, странным, шокирующим итогом огромного творческого процесса - да.

Извините, я не искусствовед, косноязычна, но так чувствую.
 

Zaraza

Пользователь
[quote name=\'scrptn\' post=\'444905\' date=\'26.6.2009, 13:25\']Я их видел, поэтому не удивлюсь. Они мне нравятся ещё меньше, чем квадрат. :biggrin2: Да, я сужу субъективно.

Круто. Тогда объясни, в чём разница.[/quote]

[quote name=\'scrptn\' post=\'444921\' date=\'26.6.2009, 14:08\']http://lurkmore.ru/Синдром_Поиска_Глубинного_Смысла <_<[/quote]
скрпт, вот вроде же взрослый мальчик. даже погуглил.
так вот, если бы ты обратил свое внимание, не на стебный лукмор, а на википедию (ссылка), ты бы нашел там инфу о том, что
Малевич был последовательным пропагандистом собственной теории. Вокруг него со временем образовалась группа единомышленников УНОВИС (Утвердители нового искусства). Творения русских художников-авангардистов начала века взорвали устаревшее прозападное визуальное сознание.

Самое знаменитое живописное произведение Малевича Чёрный квадрат (1915), которое явилось своеобразным живописным манифестом супрематизма.
из чего, в том числе, понятно, что "квадрат" не писался из принципа "как бы выпендриться", а как протест существующей моде на искусство.



[quote name=\'Arioch\' post=\'444918\' date=\'26.6.2009, 13:59\']У этой славы на весь мир такая беда, я считаю: большая часть ценителей ни хрена не понимают, чем они там, собственно, восхищаются. У них просто рефлекс. Они совершенно не в курсе как и зачем был изготовлен Черный Квадрат, они его ценят потому что.
Застал в сети изумительную дискуссию любителей живописи. Они там сошлись на том, что в квадрате Малевич чуть ли не зашифровал все тайны бытия. А особенная художественная ценность там, видите ли, в особенных оттенках чёрного, которые никому не удалось повторить.

Убивать надо таких знатоков![/quote]

согласна по поводу поверхностных знатоков и ценителей.

на самом деле существует много версий происхождения квадрата, некоторые совсем уж абсурдные утверждали, что квадрат олицетворял русский/российский чернозем, в котором так благодатно всходит коммунизм.
нам в худ. школе преподаватель реально рассказывал, что на черном фоне, из трещинок складывается вроде задуманный автором комбайн, или на чем там сеяли.

по другой теории, малевич, находясь под вздействием наркотиков, пытался таки написать нечто, что потом ему не понравилось, и он в порыве гнева закрасил все черной краской. и в пресловутых трещинках, кое-где проглядывают разные цвета.


хочу добавить, что я не являюсь ценительницей работ самого малевича. мне нравится немного другое направление живописи, но всю эту дискуссию начала, чтобы призвать вас к уважению по отношению к человеку, который заслужил его.



занята на работе, поэтому ошибки редактирую задним числом)
 

scrptn

Пользователь
Да ладно, я никого оскорблять не хотел. Простите, пожалуйста, и не переживайте по мелочам. Малевич мне просто не нравится, вот и всё.
 

Zaraza

Пользователь
[quote name=\'scrptn\' post=\'444960\' date=\'26.6.2009, 15:43\']Да ладно, я никого оскорблять не хотел. Простите, пожалуйста, и не переживайте по мелочам. Малевич мне просто не нравится, вот и всё.[/quote]
пис ^_^
да и я не зависла на этом, просто меня всегда учили быть неравнодушной.
 

La_gata

Пользователь
на мой взгляд Малевич сам обрек большую часть своих произведений на безвестность, написав подобный "манефест".
ведь люди, особо искусством неинтересующиеся, уверены, что он не умел рисовать ничего кроме черных и красных квадратов))
меня всегда забавляли высказывания вроде "да так и я рисовать умею" ))) тут же хочется попросить человека нарисовать "так" и посмотреть как он заговорит потом)))

я никогда не считала "Черный квадрат" живописным шедевром, но тот факт, что именно эта работа произвела революцию в искусстве того времени отрицать нельзя.
 

scrptn

Пользователь
La_gata
Ошибка. Не "квадрат" произвёл революцию, а манифест. Квадраты рисовали и до Малевича, но почему-то они не приводили к революциям в исскустве.

К тому же, такая революция имеет довольно спорную ценность, ибо после неё на свет повылазило слишком много бездарной нечисти, страдающей синдромом поиска глубинного смысла (см. выше), а также псевдо-художественной братии, занимающейся исключительно рисованием того, что может нарисовать 3-летний ребёнок.

Было бы гораздо лучше, если бы вместо революции была эволюция. Малевич всего лишь упростил до предела, ничего не прибавив.
 
Сверху