Party
Active Member
Позавчера была в Третьяковке. Ходила посмотреть на творения Антонелло.
Автопортрет художника
Вот что пишут о нем на сайте музея.
Чего бы я очень хотела увидеть еще из его работ. Конечно же:
Мария Аннунциата. "Благовещение". Ок.1476 г. Национальный музей. Палермо
Удивительная картина, зритель смотрит на нее как бы с места Архангела, который принес ей благую весть. Она спокойна и задумчива, но взгляд и жест рукой как будто говорит: "Подожди, дай мне немного подумать".
Его изображения Христа. Образ Христа в совсем не соответствуют тому, что мы привыкли видеть в иконописи. В них нет правильных, красивых черт лица, в лицах есть какая-то простота, как будто художник не Бога изображал, а обычного человека, какого-нибудь крестьянина, или бродягу. Мужественные черты лица. и в то же время какая-то сломленность. Такое изображение позволяет отвлечься от божественности образа, и заглянуть в психологическую атмосферу его человеческих страданий:
Автопортрет художника
Вот что пишут о нем на сайте музея.
Собственно, эти четыре работы я и видела. Удивительное ощущение, как будто прикасаешься к чему-то важному, ценному, и эти трещинки, и византийский золотой фон, создают ощущение чего-то вечного, и запах такой странный от картин, запах воска и еще чего-то...Антонелло да Мессина (ок.1425/1430–1479) – знаковая фигура в искусстве Раннего Возрождения. В российских музейных собраниях нет ни одной работы этого выдающегося художника итальянского Ренессанса, поэтому выставка даже четырех произведений Антонелло да Мессина в Третьяковской галерее является важным фактом художественной жизни и значимым событием Года итальянской культуры и итальянского языка в России.
Творчество Антонелло да Мессина представляет "самый убедительный и органичный синтез из элементов нидерландской и итальянской художественной культуры, синтез, который можно смело отнести к числу высочайших достижений кватроченто" (В.Н.Лазарев).
Путешествие четырех произведений Антонелло да Мессина из Сицилии в Москву (причем три из них впервые вывозятся за пределы Италии!) позволит зрителям сопоставить русскую и итальянскую культуры, далекие географически, но при этом объединенные общей художественной памятью о влиянии византийского искусства.
Именно в ранних работах Антонелло да Мессина, которые будут представлены на выставке, можно увидеть признаки общей византийской наследственности с русскими иконами XV–XVII веков.
В изучении творчества Антонелло да Мессина неизменно встает вопрос о художественных влияниях разных культур. В XV веке город Мессина, родина художника, находился на перекрестке торговых путей, соединяющих Восточное Средиземноморье с окраинами Западной Европы. Начальное образование художник получил, вероятно, в мастерской отца, который был резчиком по камню и ювелиром.
Святой Августин. Около 1473
Святой Иероним. Около 1473
Святой Григорий Великий. Около 1473
Но маленький город мало что мог дать юному художнику в отличие от Неаполя, столицы королевства и центра "Средиземноморского Возрождения", признанного места распространения фламандской, испанской и французской живописи. Именно в Неаполе в период с 1445 по 1455 год началась настоящая карьера Антонелло при дворе короля Альфонсо Арагонского (1442–1458), который слыл хитрым и ловким политиком, стремящимся окружить свой престол ореолом "просвещенного монарха".
Таким образом, Антонелло, не выезжая за пределы Неаполитанского королевства, имел возможность ознакомиться со всеми тонкостями нидерландской живописи, которая была в большом почете при дворе.
В 1457 или в 1460 году (существуют противоречивые документы) художник снова вернулся в Мессину, где обзавелся своей мастерской и работал самостоятельно. Исследователи предполагают, что Антонелло да Мессина мог в этот период посетить Рим. Известно, что в период между 1460 и 1465 годами художник работал в родном городе, что следует из сохранившихся документов о заказах.
Учитывая, что все работы этого периода утрачены, двусторонняя доска "Мадонна с благословляющим Младенцем и преклоняющимся францисканцем" с "Се человек" на оборотной стороне (дерево, темпера. 16х11,9. Областной музей "Мария Аккашина", Мессина), представленная на выставке, является одной из немногих сохранившихся ранних работ Антонелло да Мессина.
Се человек. 1460–1465
Исследователи относят ее к периоду между 1465 и 1470 годами. Очень вероятно, что она была частью небольшого переносного алтаря. Эта работа была приобретена в 2003 году в частной немецкой коллекции и передана в региональный музей в Мессине.
Еще три доски – с изображением святого Иеронима, святого Григория Великого и святого Августина (холст (переведено с дерева), темпера. 39х31, 46,5х35,5, 46,5х35,5. Областная галерея Сицилии Палаццо Абателлис, Палермо) – в 1952 году были расчищены реставраторами от поздних записей.
Вместе с четвертой утерянной доской они, вероятно, составляли верхнее завершение многосоставного алтаря – полиптиха. Исследователи датируют эти работы 1473 годом.
Двумя годами позже Антонелло да Мессина приехал в Венецию, и полученные им заказы говорят о том, что он был уже признанным художником, чье творчество ценилось.
После знакомства с творчеством Андреа Мантеньи, Пьеро делла Франческа живописный язык Антонелло становится более монументальным, обобщенным.
С другой стороны, считается, что именно Антонелло да Мессина оказал влияние на североитальянских живописцев, в частности на Джованни Беллини, продемонстрировав возможности масляной техники в передаче свето-воздушной среды и тонких цветовых соотношений, что было крайне важным для венецианской живописи.
В сентябре 1476 года художник вернулся в Мессину, которую уже больше не покидал, до самой смерти в 1479 году работая над заказами.
Несмотря на недолгую жизнь, он сумел впитать и органически переработать самые противоречивые идейные и художественные течения своего времени – и мир "бесконечно малых величин" нидерландцев, и спокойный монументальный язык Пьеро делла Франческа, и перспективные искания Мантеньи.
Выставка, организованная в рамках Года двустороннего культурного сотрудничества России – Италии 2011, подготовлена итальянскими исследователями совместно с сотрудниками Третьяковской галереи.
Небольшой, но информативный каталог выставки может послужить поводом для углубленного изучения многогранной и загадочной личности художника.
Чего бы я очень хотела увидеть еще из его работ. Конечно же:
Мария Аннунциата. "Благовещение". Ок.1476 г. Национальный музей. Палермо
Удивительная картина, зритель смотрит на нее как бы с места Архангела, который принес ей благую весть. Она спокойна и задумчива, но взгляд и жест рукой как будто говорит: "Подожди, дай мне немного подумать".
Его изображения Христа. Образ Христа в совсем не соответствуют тому, что мы привыкли видеть в иконописи. В них нет правильных, красивых черт лица, в лицах есть какая-то простота, как будто художник не Бога изображал, а обычного человека, какого-нибудь крестьянина, или бродягу. Мужественные черты лица. и в то же время какая-то сломленность. Такое изображение позволяет отвлечься от божественности образа, и заглянуть в психологическую атмосферу его человеческих страданий: