Айзек Азимов

zumer

Пользователь
Страна: США
Родился: 1920-01-02
Умер: 1992-04-06


Биография:



Когда Айзек Азимов родился, он с удивлением обнаружил, что родился на территории Советской России в местечке Петровичи под Смоленском. Он постарался исправить эту ошибку, и три года спустя в 1923 его родители перебрались в Нью-Йоркский Бруклин (CША), где открыли кондитерскую лавочку и зажили припеваючи, имея достаточные доходы на то, чтобы финансировать образование сына. Айзек стал гражданином США в 1928 году.

Страшно подумать, что было бы, если бы Айзек остался на родине предков! Конечно, не исключено, что он занял бы место Ивана Ефремова в нашей фантастической литературе, но это вряд ли. Скорее, все сложилось бы гораздо более мрачно. А так он получил специальность биохимика, закончив химический факультет Колумбийского университета в 1939 году, и преподавал биохимию в Медицинской школе Бостонского университета. С 1979 года — профессор этого же университета. Профессиональные интересы никогда не были им забыты: он автор многих научных и научно-популярных книг по биохимии. Но не это прославило его на весь мир.

В год окончания университета (1939) он дебютировал в «Amazing Stories» рассказом «В плену у Весты». Блестящий научный ум сочетался в Азимове с мечтательностью, и поэтому он не мог быть ни чистым ученым, ни чистым писателем. Он стал писать научную фантастику. И особенно ему удавались книги, в которых можно было теоретизировать, строить заковыристые логические цепочки, предполагающие много гипотез, но лишь одно верное решение. Это — фантастические детективы. В лучших книгах Азимова так или иначе присутствует детективное начало, и его любимые герои — Элайдж Бейли и Р. Даниел Оливо — сыщики по профессии. Но даже романы, которые нельзя назвать стопроцентными детективами, посвящены раскрытию тайны, сбору информации и блестящим логическим выкладкам необычайно умных и наделенных верной интуицией героев.

Действие азимовских книг происходит в будущем. Это будущее растянулось на много тысячелетий. Здесь и приключения «Счастливчика» Дэвида Старра в первые десятилетия освоения Солнечной Системы, и заселения дальних планет, начиная с системы Тау Кита, и образование могучей Галактической Империи, и ее распад, и работа кучки ученых, объединившихся под названием Академия, над созданием новой, лучшей Галактической Империи, и перерастание человеческого разума во вселенский разум Галаксии. Азимов по сути создал свою собственную Вселенную, протяженную в пространстве и времени, с собственными координатами, историей и моралью. И как всякий творец мира, он проявил явное стремление к эпичности. Скорее всего, он не планировал заранее превратить свой фантастический детектив «Стальные пещеры» в эпический цикл. Но вот появилось продолжение — «Роботы утренней зари» — уже становится ясно, что цепочка отдельных преступлений и несчастных случаев, которые расследую Элайдж Бейли и Р. Даниел Оливо, связана с судьбами человечества.

И все же даже тогда Азимов вряд ли собирался связать сюжетно цикл «Стальных пещер» с трилогией «Академия». Это случилось само собой, как это всегда случается с эпосом. Известно ведь, что поначалу романы о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола не были связаны между собой, а тем более с историей Тристана и Изольды. Но с течением времени они объединились в нечто общее. Так же и с азимовскими романами.

И уж если создается эпический цикл, то в нем не может не быть центрального эпического героя. И такой герой появляется. Им становится Р. Даниел Оливо. Робот Даниил Оливо. В пятой части «Академии» — романе «Академия и Земля» — он занимает уже место Господа Бога, творца Вселенной и вершителя человеческих судеб.

Азимовские роботы — это самое поразительное из всего созданного писателем. Азимов сочинял чистую научную фантастику, в которой нет места волшебству и мистике. И все же, не будучи инженером по профессии, он не очень-то поражает читательское воображение техническими новинками. И единственное его изобретение — скорее философского плана, чем технического. Азимовские роботы, проблемы их взаимоотношения с людьми — это предмет особого интереса. Чувствуется, что автор много думал, прежде чем писать об этом. Не случайно даже его конкуренты-фантасты, в том числе и те из них, кто нелестно отзывался о его литературном таланте, признавали его величие как автора Трех Законов Роботехники. Законы эти выражены тоже философски, а не технически: роботы не должны причинять вред человеку или своим бездействием допускать, чтобы ему был причинен вред; роботы должны подчиняться приказам человека, если это не противоречит первому закону; роботы должны оберегать свое существование, если это не противоречит первому и второму закону. Азимов не объясняет, как это происходит, но говорит, что ни один робот не может быть создан без соблюдения Трех Законов. Они заложены в самый базис, в техническую основу возможности построения робота.

Но уже из этих Трех Законов вытекает масса проблем: например, роботу прикажут прыгнуть в огонь. И он будет вынужден это сделать, потому что второй закон изначально сильнее третьего. А ведь азимовские роботы — во всяком случае, Даниел и ему подобные — это по сути люди, только искусственно созданные. У них уникальная и неповторимая личность, индивидуальность, которая может быть уничтожена по капризу любого глупца. Азимов был человеком умным. Он сам заметил это противоречие и разрешил его. И множество других проблем и противоречий, возникающих в его книгах, были им блестяще разрешены. Создается впечатление, что ему нравилось ставить проблемы и находить их решения.

Мир романов Азимова — это мир причудливого переплетения неожиданности и логичности. Вы никогда не угадаете, какая сила стоит за тем или иным событием во Вселенной, кто противостоит героям в их поисках истины, кто им помогает. Финалы романов Азимова столь же неожиданны, как концовки рассказов О'Генри. И тем не менее любая неожиданность здесь тщательно мотивирована и оправдана. Ошибок у Азимова нет и быть не может.

Так же причудливо переплетены в азимовской Вселенной свобода личности и ее зависимость от высших сил. В Галактике по Азимову действует множество могущественных сил, гораздо более могущественных, чем люди. И все же в конечном итоге все решают люди, конкретные люди, подобные гениальному Голану Тревайзу из четвертой и пятой книг «Академии». Впрочем, что там в конечном итоге, так и не известно. Азимовский мир — открытый и вечно изменяющийся. Кто знает, куда бы пришло человечество у Азимова, проживи автор еще немного…

Читатель, вошедший в чужую тревожную, огромную и полную противоборства азимовскую Вселенную, привыкает к ней, как к своему дому. Когда Голан Тревайз посещает давно забытые и пустынные планеты Аврора и Солярия, на которых много тысяч лет назад жили и действовали Элайдж Бейли и Р. Даниел Оливо, мы чувствуем грусть и опустошение, как будто стоим на пепелище. В этом — глубокая человечность и эмоциональность такого, казалось бы, лично-умозрительного мира, созданной Азимовым.

Он прожил по западным стандартам немного — всего семьдесят два года и умер 6 марта 1992 года в клинике Нью-Йоркского университета. Но за эти годы он написал не двадцать, не пятьдесят, не сто и не четыреста, а четыреста шестьдесят семь книг, как художественных, так и научных и научно-популярных. Его творчество отмечено пятью премиями «Хьюго» (1963, 1966, 1973, 1977, 1983), двумя премиями «Небьюла» (1972, 1976), а также многими другими призами и премиями. Именем Айзека Азимова назван один из популярнейших американских НФ-журналов — «Asimov's Science Fiction and Fantasy». Есть чему позавидовать

Информация позаимствована с сайта fantlab.ru
Обсуждаем книги, этого замечательного автора.
 

Vanilka

Пользователь
Я пока всё больше по рассказам.
Из последнего - "Галька в небе", "Двухсотлетний человек", "Они не прилетят", "В лето 2430-е от Рождества Христова", "Пустота"..
Говорят, у него есть нудные рассказы, но я пока таких для себя не находила.
Сейчас очень хочу купить трилогию "Академия",
 

zumer

Пользователь
А меня больше всего впечатляют рассказы из сборника "Я, робот". Никак из головы не выходит рассказ "Робби". Как непросто живется роботу в человеческом мире и у него есть чувства (пусть человек этого не осознает и может даже сам робот не понимает). Робби слушает сказки, его любимая "Золушка" для того, чтобы отвлечься от реальности, может даже помечтать. К тому же он не умеет говорить и поэтому он не может как-то конкретно выразить свои эмоции.
А вообще сборник вызывает неоднозначные эмоции и наталкивает на разные мысли. С одной стороны роботы поезны, а с другой очень опасны для человечества в целом.
Это и прекрасно в творчестве Азимова, ничего не явно и не однозначно.
 

-ШУМ-

Лотелин
Я читал Азимова, но в детстве, поэтому уже мало что помню. Насколько мне помнится, это он вывел 10 законов робототехники? Фактически аналог 10 заповедей Божьих. :rolleyes:
 

Vanilka

Пользователь
King Artur VII
Я читала про то, что он в итоге многоие свои рассказы и "Академию" объединил в один цикл, только так и не разобралась, каким образом :rolleyes: если не трудно, можешь восстановить этот список?

-ШУМ-
10? Хм, я помню только три)
 

Vanilka

Пользователь
King Artur VII
Спасибо)
"Камешек в небе" я прочитала на выходных) а с остальными из этой серии получилось хуже - начиталась нелицеприятных отзывов и не стала даже пытаться читать.
А закон номер ноль и закон номер один отличаются только тем, что "человек" заменён на "человечество"?)
 

-ШУМ-

Лотелин
King Artur VII
Vanilka
Ну три значит :biggrin2: Говорю же - давно читал, почти ничего не помню уже, правда недавно пересматривал отличный фильм "Двухсотлетний человек".
 

Vanilka

Пользователь
-ШУМ-
А я его прочитала недавно!) только хорошее слышу о фильме, скоро соберусь посмотреть :)
 
Азимов - это гуд.
"Конец Вечности" - тоже весчь. Хоть сейчас и старомодно смотрится - с логарифмическими линейками и перфолентой... :)

А из Академии - пока читал только "Стальные пещеры" и "Обнажённое солнце"; остальное - разные рассказы и повести. Но все равно по мне писатель - гуд ;)
 

-ШУМ-

Лотелин
[quote name=\'Vanilka\' post=\'319182\' date=\'30.7.2008, 20:30\']только хорошее слышу о фильме, скоро соберусь посмотреть[/quote]
Посмотри обязательно! Фильм замечательный :)
 

Vanilka

Пользователь
Летом начала наконец читать цикл про Академию.
Прочитала "Прелюдию к Академии" и "На пути к Академии". Расстроилась, потому что ожидала чего-то фееричного.
Сделала перерыв, теперь никак обратно вернуться к книгам не могу.
 
Сверху